Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/54
Вопрос: ООО просит дать разъяснение по следующему вопросу. Если организация является плательщиком налога на добавленную стоимость, то книгу покупок она формирует на основе счетов-фактур продавца. Вправе ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, отказать нам в предоставлении счетов-фактур, заменяя их только копией уведомления о применении данной системы налогообложения, также актами и товарными накладными?
Будут ли акты или товарные накладные без счетов-фактур правомерны для правильного заполнения книги покупок и учитываться для отнесения на затраты при расчете налога на прибыль?
Ответ: В связи в вашим письмом по вопросам выставления счетов-фактур организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику налога на добавленную стоимость, ведения этим налогоплательщиком книги покупок и документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Пунктом 3 статьи 169 главы 21 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.
В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
Что касается ведения книги покупок налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, приобретающим товары (работы, услуги) у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, то регистрация в книге покупок первичных документов по таким товарам (работам, услугам) Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914, не предусмотрена.
В отношении налога на прибыль организаций следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании норм главы 21 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость при исчислении сумм этого налога, подлежащих уплате в бюджет. Поэтому счет-фактура не является обязательным документом, подтверждающим факт осуществления расходов.
Таким образом, для принятия в целях налогообложения прибыли сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами (платежными документами, актами приемки-передачи, товарными накладными, заключенными договорами и др.) и осуществления данных расходов для целей получения дохода.
Заместитель директора департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что организациям, применяющим УСН, не нужно составлять счета-фактуры при реализации товаров. Это обусловлено тем, что они не являются плательщиками НДС.
Вместе с тем, счета фактуры вправе выставлять комиссионеры (агенты), применяющие "упрощенку", реализующие товары (рабы, услуги) от своего имени.
Таким образом, для учета при налогообложении прибыли расходов по оплате товаров, приобретенных у организации, применяющей УСН, наличие счетов-фактур необязательно. Достаточно первичных документов (актов приемки-передачи, товарных накладных, заключенных договоров и др.). Кроме того, расходы должны быть осуществлены для извлечения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/54
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 декабря 2009 г. N 45