Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 ноября 2009 г. N 03-05-05-01/72
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о налогообложении объектов имущества, не подлежащих приватизации сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов РФ не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.
В силу положений статей 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.
На основании статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.
Учитывая указанные нормы законодательства, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Кроме того необходимо иметь в виду, что согласно положениям статей 30 и 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в т.ч. объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры), не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. При этом обременениями (ограничениями) приватизируемого государственного или муниципального имущества может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса, в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
Поэтому при формировании учетной политики в части ведения бухгалтерского учета имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной статьей 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", а также Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, из которых следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в т.ч. объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и переданные организации - приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное хранение или временное пользование), подлежат учету в бухгалтерском учете обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной организации.
В мотивировочной части принимаемых арбитражными судами решений имеются аналогичные выводы по данному вопросу (например, постановления ФАС Северо-западного округа от 09.07.2007 по делу N А05-12688/2066-13, от 26.02.2004 по делу N А42-939/03-16).
Заместитель директора департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 ноября 2009 г. N 03-05-05-01/72
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 19 января 2010 г. N 2