Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/45
Вопрос: Между ООО 1 (Заказчик) и ООО 2 (Исполнитель) заключен договор гарантийного сервисного обслуживания. По данному договору Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность по сервисному обслуживанию аудио-видеотехники, а также обязанность по предторговому ремонту техники.
Помимо этого между ООО 1 (Поставщик) и ООО 3 (Покупатель) заключен договор поставки аудио-видеотехники.
ООО 3 (Покупатель по договору поставки) обращается в сервисный центр ООО 2 (Исполнитель по договору сервисного обслуживания) для того, чтобы устранить неполадки техники, выявленные до розничной продажи (Предторговый ремонт), поскольку в соответствии с договором поставки Поставщик обязуется безвозмездно устранять недостатки товара при их обнаружении.
ООО 2 (Исполнитель по договору сервисного обслуживания) провел ремонт данной техники, после чего предоставил ООО 1 (Заказчик по договору сервисного обслуживания) акт выполненных работ и счет на оплату данной услуги, на сумму 5000 рублей (без НДС).
ООО 1 (Заказчик по договору сервисного обслуживания) оплатил данный счет и включил его в состав расходов.
1. Правомерно ли на основании п. 1 ст. 475 ГК РФ включение расходов по оплате услуг сервиса по предторговому ремонту в состав расходов ООО 1 (безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок Поставщиком), а также указание данных расходов в договоре поставки?
2. Являются ли расходы по оплате услуг сервиса по предторговому ремонту обоснованными для ООО 1 и правомерно ли включение вышеназванных расходов в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ?
3. Какие документы оформляются сторонами в вышеуказанном случае для подтверждения данного вида расходов (какие от ООО 2, какие от ООО 3, какие от ООО 1 (по договору поставки) и ООО 1 (по договору сервисного обслуживания)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов, связанных с гарантийным обслуживанием товаров, и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик-российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
В соответствии со статьей 267 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в порядке, предусмотренном данной статьей.
В случае, если налогоплательщиком принято решение не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту, обоснованные и документально-подтвержденные расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок налогового учета расходов, связанных с гарантийным обслуживанием товаров.
Любые расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть обоснованными.
Как указал Минфин, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Экономическая обоснованность произведенных расходов проверяется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля.
Налогоплательщики, реализующие товары (работы), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию.
Если резервы не созданы, обоснованные и документально подтвержденные затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/45
Текст письма официально опубликован не был