Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/153
Вопрос: Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ установлено: налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов; расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
ООО (далее - Общество), являясь оператором железнодорожного подвижного состава, оказывает в качестве Исполнителя своим Заказчикам услуги транспортировки, возлагая на себя выполнение в том числе следующих обязанностей:
1. Осуществление за свой счет расчетов за перевозку грузов по территории Российской Федерации, а также за иные работы и услуги, связанные с перевозкой, оказываемые российскими Перевозчиками (ОАО).
2. Осуществление за свой счет расчетов за сменное сопровождение и охрану в пути следования грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования по территории РФ в соответствии с Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38, оказываемые ФГП.
Для осуществления своей хозяйственной деятельности в целях оказания услуг Заказчикам Общество заключило с вышеуказанными организациями (своими поставщиками) соответствующие договоры, которые действуют и по настоящее время.
Условиями указанных договоров предусмотрено, что факт сдачи-приемки Обществу услуг, оказанных вышеназванными организациями, удостоверяется Актом оказанных услуг/Актом сдачи-приемки оказанных услуг.
Учитывая, что данные услуги оказываются Обществу в существенных объемах, непрерывно и систематически, указанные организации (ОАО и ФУП) основываются на следующих принципах при оформлении оправдательных документов:
1. Акты составляются за определенный период времени, в котором услуги были оказаны: либо за каждую пятидневку - по договору с ОАО, либо за месяц - по договору ФУП.
2. Акты датируются последним днем периода, за который услуги были оказаны.
3. К актам прилагаются перечни индивидуальных документов, содержащие сведения по каждой отдельной услуге.
4. К Актам не прилагаются индивидуальные документы по каждой конкретной услуге (перевозочные документы и/или акты, подтверждающие индивидуальные действия по охране и сопровождению конкретных перевозок грузов).
В соответствии со сложившейся практикой правоотношений, учитывая большой объем операций и соответственно документальной информации, а также принимая во внимание монопольный статус в области рассматриваемых правоотношений как ОАО, так и ФГП, каждая из указанных организаций настаивает на взаимном оформлении актов с учетом вышеуказанных принципов, отраженных в заключенных договорах.
При этом, по мнению ОАО или ФГП, указанные Акты содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 1 ст. 9 Закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ.
Со своей стороны мы хотим отметить, что на данный момент законодательно не закреплено применение унифицированных и/или специализированных форм первичных учетных документов, удостоверяющих вышеназванные операции во взаимоотношениях между операторами железнодорожного подвижного состава, железнодорожными перевозчиками и ФГП.
Учитывая вышеизложенное, Общество просит дать разъяснение:
Достаточно ли Обществу для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"), а также - налогового учета (в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) вышеуказанных операций в целях формирования документально подтвержденных производственных затрат и иных расходов Общества, учитываемых в том числе и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, иметь и применять описанные Акты (сдачи-приемки) оказанных услуг с приложением перечней индивидуальных документов без приложения самих индивидуальных документов (железнодорожных накладных и/или квитанций о приеме груза к перевозке, актов приема груза под охрану и сдачи из-под охраны и т.п.)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу документального подтверждения расходов по оплате услуг сторонней организации по перевозке грузов железнодорожным транспортом и их охране и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Следовательно, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны утверждаться в составе учетной политики организации и содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Таким образом, акт сдачи-приемки услуг, как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может быть сводным. При этом форма такого сводного акта должна утверждаться в составе учетной политики организации его составляющей и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Что касается вопроса о необходимости предоставления совместно со сводным актом иных первичных документов, сообщаем следующее.
Как следует из пункта 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденных Указаниями МПС РФ от 06.12.1995 N С-932у, железнодорожная накладная является договором перевозки, в соответствии с которым перевозчик за установленную плату обязуется доставить в сохранности груз, принятый от грузоотправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу.
Таким образом, в том случае, если налогоплательщик выступает в роли грузоотправителя или грузополучателя, для подтверждения расходов на оплату услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, он должен иметь свой экземпляр транспортной железнодорожной накладной.
Причем в соответствии с пунктом 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, грузополучателю выдается лист 1 - оригинал транспортной железнодорожной накладной, а грузоотправителю лист 4 - квитанция о приеме груза.
Если, не являясь грузоотправителем и грузополучателем согласно перевозочным документам, налогоплательщик осуществляет расчеты за перевозку грузов, за иные работы и услуги, оказываемые перевозчиком, а также расчеты за сменное сопровождение и охрану в пути следования грузов, для подтверждения указанных расходов для целей пункта 1 статьи 252 НК РФ необходимо иметь договор на оказание вышеназванных услуг и акт (сводный акт) сдачи-приемки услуг.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу документального подтверждения расходов по оплате услуг сторонней организации по ж/д перевозке грузов и их охране.
Если налогоплательщик выступает в роли грузоотправителя или грузополучателя, для подтверждения расходов он должен представить экземпляр ж/д накладной. Если же он не относится к указанным лицам, расходы подтверждаются договором на оказание услуг и актом их сдачи-приемки.
Как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, акт сдачи-приемки может быть сводным. При этом он должен быть утвержден в составе учетной политики организации и содержать определенные реквизиты (наименования документа и составившей его организации, дату составления, содержание хозяйственной операции и др.).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/153
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 мая 2010 г. N 10