Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 марта 2010 г. N 03-03-06/4/30
Вопрос: Государственные архивы являются бюджетными учреждениями. Метод признания доходов - кассовый.
1. Архив осуществил сдачу серебросодержащих отходов и покупатель перечислил денежные средства. На лицевой счет архива денежные средства не поступают. Перечисление осуществляется на счет УФК по г. Санкт-Петербургу и поступает в доход бюджета Санкт-Петербурга.
2. За неисполнение условий по договору Архив выставил поставщику пени за просрочку поставки товара. На лицевой счет архива денежные средства не поступают. Перечисление поставщиком суммы пени также осуществляется на счет УФК по г. Санкт-Петербургу и поступает в доход бюджета Санкт-Петербурга.
Следует ли включать в налоговую базу при исчислении налога на прибыль данные суммы? Являются ли данные суммы внереализационным доходом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 01.03.2010 N 68 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, включая бюджетные учреждения.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены в статье 321.1 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях налогообложения прибыли иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, связанных с реализацией серебросодержащих отходов, в соответствии со статьей 321.1 НК РФ относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются в соответствии со статьями 248-250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии со статьей 249 НК РФ средства, полученные от реализации серебросодержащих отходов, являются доходом от реализации и согласно статье 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба в целях налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам. Положения указанного пункта распространяются, в том числе, и на бюджетные учреждения, участвующие в договорных отношениях.
Таким образом, пени за просрочку поставки товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно статье 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о том, должно ли бюджетное учреждение в целях налогообложения прибыли включать в доходы некоторые поступления, если они зачисляются на счет Управления Федерального казначейства. В частности, пени за просрочку поставки товара, средства от сдачи серебросодержащих отходов.
Указанные средства признаются доходом от реализации, пени - внереализационным доходом. Эти поступления учитываются при определении налоговой базы.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-03-06/4/30
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 27 апреля 2010 г. N 9