Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/43 Об учете в целях налогообложения прибыли дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, находящимся в собственности третьего лица, бюджетным учреждением

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/43

 

Вопрос: Бюджетным учреждением планируется заключение краткосрочного договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (не законченного строительством объекта - здания), находящегося в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя).

Просим разъяснить следующее:

1. Включается ли в таком случае у Учреждения на основании п. 8 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом в целях исчисления налога на прибыль?

2. Как определяется величина дохода в данном случае?

3. Существуют ли отличия в порядке учета дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом для бюджетных учреждений?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате налога на прибыль по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям статей 247 и 248 Кодекса.

Для целей главы 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание, некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 251 Кодекса к указанным целевым поступлениям относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Положения данного подпункта распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010. При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, при заключении бюджетным учреждением договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящегося в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя), учет доходов в целях налогообложения прибыли производится в общем порядке.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества признаются внереализационными и, соответственно, учитываются при налогообложении прибыли.

Имущество считается полученным безвозмездно, если не возникает встречных предоставлений.

Если, например, имущество предоставлено в безвозмездное пользование, то считается, что безвозмездно приобретено имущественное право.

Доходы определяются исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости (по амортизируемому имуществу) и затрат на производство/приобретение (по иному имуществу).

Обращается внимание, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления некоммерческим организациям, которые произведены по решениям органов госвласти и местного самоуправления либо другими организациями и (или) физлицами.

Согласно недавним изменениям в НК РФ к целевым поступлениям относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов госвласти и местного самоуправления некоммерческими организациями. Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Если, например, бюджетное учреждение заключило договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности третьего лица (ИП), то доходы нужно учитывать в общеустановленном порядке.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/43


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 1 июня 2010 г. N 11


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.