Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 мая 2010 г. N 03-03-06/1/346
Вопрос: Является ли документ компании-экспедитора "накладная на выдачу" достаточным основанием для подтверждения состоявшейся перевозки товара и, соответственно, признания расходов по налогу на прибыль по использованным ТМЦ в производстве, а также принятия вычетов по НДС по поставленному товару у грузополучателя/покупателя товара?
Для доставки ТМЦ предприятие пользуется услугами компаний-экспедиторов.
Эти компании имеют сеть складов-терминалов по территории РФ, на которых собираются грузы от грузоотправителей/поставщиков и с которых они выдаются грузополучателям/покупателям.
На доставку товара между своими складами-терминалами вышеуказанные организации не оформляют товарно-транспортные накладные для грузополучателей, мотивируя это тем, что они перевозку грузов не осуществляют, а оказывают услуги по организации доставки груза на основании договора транспортной экспедиции. Информацию о нанятых ими перевозчиках, осуществляющих непосредственно транспортировку груза, о привлеченных видах транспорта (авто-ж/д-авиа-курьерская доставка, морская перевозка) заказчикам услуг не предоставляют, объясняя это коммерческой тайной.
Грузополучателю вместе с доставленным грузом такие компании предоставляют накладную на выдачу, в которой отражается наименование грузоотправителя и грузополучателя, габаритность груза, его вес, стоимость услуги по экспедированию.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 09.03.2010 N 12 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного федерального закона.
Таким образом, одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение товарно-материальных ценностей, может быть накладная. Однако для учета расходов на приобретение товарно-материальных ценностей в расходах для целей налогообложения прибыли организаций необходимо наличие иных документов, подтверждающих расходы на их приобретение, в частности, договора и счета.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При налогообложении прибыл учитываются обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами (первичными). Они необходимы для бухгалтерского учета.
Например, приобретение товарно-материальных ценностей можно подтвердить накладной. Однако чтобы учесть произведенные расходы, нужны еще договор и счет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 мая 2010 г. N 03-03-06/1/346
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 июня 2010 г. N 22, в журнале "Документы и комментарии", июль 2010 г. N 14