Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122
"Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов"
1 апреля 2014 г.
В целях реализации возложенных в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации на органы прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Установить, что в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:
руководителя Федеральной налоговой службы либо лица, его замещающего, - Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;
руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации - прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;
руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня - районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.
2. Соответствующим прокурорам или их заместителям:
2.1. Не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 1 апреля 2014 г. N 167 в пункт 2.2 внесены изменения
2.2. При принятии решения о санкционировании ареста имущества проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов.
Санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ.
2.3. В случае отказа в даче санкции направлять инициатору в письменной форме информацию с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.
2.4. Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции незамедлительно направлять по почте заказным письмом или вручать под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение.
3. Санкцию о наложении ареста проставлять на первом листе постановления налогового органа, заверять ее подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 1 апреля 2014 г. N 167 пункт 4 изложен в новой редакции
4. В аналогичном порядке санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, а также на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей при ведении деятельности по договору инвестиционного товарищества.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 1 апреля 2014 г. N 167 пункт 5 изложен в новой редакции
5. При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также о замене ареста имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ - проверять его законность и обоснованность, при наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.
6. Начальнику Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства (в случае санкционирования ареста Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями), прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам районных, городских и межрайонных прокуратур:
6.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением налоговыми органами требований ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации при наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.
6.2. Организовать учет принятых налоговыми органами решений о наложении и снятии ареста, а также проведение сверок данных с налоговыми органами по итогам работы за каждое полугодие.
6.3. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при проведении ареста имущества, включая сведения, поступившие от граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, государственных и общественных организаций, размещенные в средствах массовой информации. По каждому факту нарушения прав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики. Проблемные вопросы организации прокурорского надзора в данной сфере рассматривать на заседаниях коллегий и (или) координационных совещаниях.
6.4. Обеспечить гласность деятельности органов прокуратуры на этом участке работы. Активнее использовать возможности средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.
7. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства обеспечить координацию работы на данном направлении деятельности.
8. Прокурорам субъектов Российской Федерации:
8.1. Осуществить подготовку и издание соответствующих организационно-распорядительных документов.
8.2. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в названной сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы, сделанные в ходе анализа, использовать для совершенствования работы.
8.3. Представлять информацию о результатах деятельности на указанном направлении по итогам работы за год, состоянии законности и проблемных вопросах в рамках организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 N 193.
9. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы вправе арестовать имущество плательщика-организации, чтобы обеспечить взыскание налогов, пеней и штрафов. Такие решения санкционируются органами прокуратуры.
Установлено, что решение руководителя ФНС России санкционирует Генпрокурор России (его заместители); руководителей МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и региональных управлений ФНС России - прокуроры субъектов Федерации (их заместители).
Санкционированием решений руководителей ИФНС России межрайонного уровня, по району, городу без районного деления занимаются межрайонные, районные и городские прокуроры (их заместители).
Поступившие из налоговых органов материалы проверяются на полноту, законность и обоснованность.
Прокуроры разрешают арестовать имущество либо отказывают в этом не позднее следующего рабочего дня с момента получения решения. Санкция проставляется на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью ответственного лица и печатью прокуратуры с указанием даты.
В аналогичном порядке санкционируются решения в отношении налоговых агентов и плательщиков сбора.
Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2010 г., N 6
Приказом Генеральной прокуратуры России от 24 октября 2023 г. N 736 настоящий документ признан утратившим силу с 24 октября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 апреля 2014 г. N 167