Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 мая 2010 г. N 03-11-06/2/82
Вопрос: ООО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы".
Организация для осуществления деятельности в 2009 г. привлекла заемные средства (кредит банка), арендовала помещение. Таким образом, у организации возникли расходы (проценты по кредитам, арендная плата), однако доходов организация за данный период не получила.
Просим разъяснить порядок заполнения книги доходов и расходов, декларации по единому налогу в случае полного отсутствия доходов, при наличии расходов.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета расходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, если доходы организацией еще не получены, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему и выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при исчислении налоговой базы учесть только те расходы, которые предусмотрены в пункте 1 названной статьи и которые соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса, то есть расходами являются обоснованные, документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса могут уменьшить полученные доходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество, а согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 3465.16 Кодекса - на проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункту 9 пункта 1 статьи 3465.16" имеется в виду "подпункту 9 пункта 1 статьи 346.16"
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Учитывая изложенное, если расходы на арендную плату помещения и проценты по кредитам налогоплательщиком произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, обоснованы и документально подтверждены, а также оплачены, то независимо от факта получения дохода в налоговом периоде, налогоплательщик вправе учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщики учет полученных доходов и сумм произведенных расходов осуществляют в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основании патента, и Порядков их заполнения".
В Книге учета доходов и расходов в отношении доходов и расходов предусмотрены графа 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и графа 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" (раздел I) а также строки 010 "Сумма полученных доходов за налоговый период", 020 "Сумма произведенных расходов за налоговый период" (Справка к разделу I). При этом в строках 010 и 020 указываются значения показателей строки "Итого за год" граф 4 и 5 разд. I Книги учета доходов и расходов.
Налоговая база по единому налогу за год отражается по строке 040 (Справка к разделу 1), которая рассчитывается следующим образом:
строка 040 = строка 010 - строка 020 - строка 030.
Если данный показатель имеет отрицательное значение, то его следует указать по строке 041 "Убыток".
В случае, если в налоговом периоде налогоплательщиком доход не был получен, то заполняется строка 041.
В соответствии с положениями статьи 346.23 Кодекса налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. Налоговая декларация составляется на основании данных Книги учета доходов и расходов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин России, расходы на аренду помещения и проценты по кредитам могут учитываться при применении УСН, если они направлены на получение дохода. При этом неважно, возник последний в налоговом периоде или нет.
Доходы и расходы плательщики учитывают в специальной книге.
В книге предусмотрены графы 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы", а также строки 010 "Сумма полученных доходов за налоговый период", 020 "Сумма произведенных расходов за налоговый период".
Налоговая база за год отражается по строке 040. Она рассчитывается следующим образом: строка 010-строка 020-строка 030.
Если получено отрицательное значение или в налоговом периоде отсутствовал доход, то заполняется строка 041 "Убыток".
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 мая 2010 г. N 03-11-06/2/82
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22 июня 2010 г. N 24, в журнале "Документы и комментарии", июль 2010 г. N 14, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 24 августа 2010 г. N 16