Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 июля 2010 г. N 03-11-11/190
Вопрос: Я в 2009 году получил от Правительства Саратовской области грант на создание собственного бизнеса в размере 300 тыс. руб. Я применяю две системы налогообложения: упрощенную и вмененную. Грант получен под деятельность, которая подпадает под ЕНВД, плательщиком налога на доходы не являюсь. Прошу разъяснить: под какую систему налогообложения подпадают эти 300 тыс. руб?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при налогообложении не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования в целях применения положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде полученных грантов.
В целях главы 25 Кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет установленным условиям, в частности, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
В связи с этим денежные средства, полученные из областного бюджета на создание собственного бизнеса, не относятся к грантам для целей применения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета.
Перечень таких юридических лиц поименован в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Кодексе и БК РФ.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации. Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии со статьей 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.
Таким образом, средства в виде субсидии, предоставленные из областного бюджета на создание собственного бизнеса налогоплательщику упрощенной системы налогообложения для осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно рассмотренной ситуации лицо, применяющее УСН, получило из областного бюджета субсидию на создание собственного бизнеса, облагаемого ЕНВД.
Минфин указал, что данные средства признаются внереализационным доходом, учитываемым в рамках УСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июля 2010 г. N 03-11-11/190
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 7 сентября 2010 г. N 17