Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/477
Вопрос: ООО на основании договора купли-продажи от 07.05.2007 приобрело компрессор на сумму 211865 руб. без НДС, на основании договора купли-продажи от 20.07.2007 приобрело станки токарные, горизонтально-расточные и плоско-шлифовальные, всего 9 шт. на общую сумму 1949153 руб. без НДС. Приобретенные основные средства на основании соответствующих приказов генерального директора завода, актов по форме ОС-1 были приняты к учету и введены в эксплуатацию: компрессор с 25.05.2007, ставки с 31.08.2007. Оплата в адрес продавца произведена на его расчетный счет с расчетного счета ООО. Приобретенные основные средства отвечают всем признакам амортизируемого имущества.
Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки сделан вывод об отсутствии реального осуществления деятельности контрагента Общества, у которого приобретены основные средства. В связи с данным фактом налоговым органом исключены из состава расходов амортизационные начисления по вышеперечисленным объектам.
При этом налоговым органом факт наличия станков и использование их в деятельности не отрицается. Замечаний к исчислению налога на имущество у налогового органа по данным основным средствам также нет.
Просим Вас разъяснить: имеет ли право ООО начислять амортизацию в случае, если налоговым органом не оспаривается наличие, стоимость и использование в деятельности основных средств, но имеются претензии к продавцу указанных основных средств?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли сумм начисленной амортизации и сообщает, что в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По вопросу о добросовестности налогоплательщика при заключении сделок сообщается следующее.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом, оформленные надлежащим образом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п.п. 9 и 12 ст. 89, ст. ст. 93 и 93.1 Кодекса).
Представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Согласно п.п. 1, 7 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
В ходе проверки налоговый орган исключил из состава расходов амортизационные начисления по основным средствам, поскольку их продавец не вел реальной предпринимательской деятельности.
По мнению Минфина России, об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при заключении сделки говорят такие его действия, как запрос у контрагента копии свидетельства о постановке на учет; проверка факта занесения сведений о нем в ЕГРЮЛ; получение информации о деятельности контрагента через официальные источники; проверка полномочий подписывать документы от лица контрагента.
Суды при разрешении налоговых споров исходят из презумпции добросовестности налогоплательщиков (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). Если будет установлено, что для целей налогообложения операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, права и обязанности налогоплательщика определяются исходя из подлинного экономического содержания этих операций. Деловая цель в действиях налогоплательщика устанавливается на основе оценки обстоятельств, свидетельствующих о намерении получить экономический эффект в результате реального ведения бизнеса.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/477
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 августа 2010 г. N 29, в журнале "Документы и комментарии", сентябрь 2010 г. N 18