Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/1/500
Вопрос: В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) и отсутствием на данный момент правоприменительной практики по данному закону просим разъяснить позицию Вашего ведомства по вопросу налогообложения, отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона, касающуюся предоставления и выплаты хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, вознаграждения за приобретение определенного количества товара.
Может ли организация, осуществляющая поставки продовольственных товаров, предоставлять субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки (премии) за выполнение обязательств на условиях договора поставки, предоставление которых не урегулировано Законом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли вознаграждений, выплачиваемых покупателю, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
В целях налогообложения прибыли учитываются только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
При этом затраты продавца по выплате премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара.
С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 381-ФЗ).
Федеральный закон N 381-ФЗ не использует понятия "скидка", "премия" или "бонус".
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное вышеизложенной нормой Федерального закона N 381-ФЗ, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, предусмотренной подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Пункт 6 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ содержит положение, согласно которому включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются.
Учитывая изложенное, расходы хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в виде вознаграждения, выплачиваемого на основании договора поставки хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, и не предусмотренного пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При налогообложении прибыли можно учесть затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) покупателю в связи с выполнением определенных условий договора. Они включаются во внереализационные расходы.
Условие - премия (скидка) предоставляется без изменения цены единицы товара.
С 1 февраля 2010 г. действует Закон о госрегулировании торговой деятельности. В нем не используются понятия "скидка", "премия", "бонус". Предусмотрено вознаграждение в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров.
Размер вознаграждения согласовывается сторонами, включается в цену договора и не учитывается при определении стоимости товаров. Он не может превышать 10% от последней.
Вознаграждение тождественно премии (скидке). Таким образом, оно учитывается во внереализационных расходах.
Расходы поставщика продовольственных товаров в виде вознаграждения субъекту, занимающемуся торговлей, не предусмотренное законом, не учитываются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/1/500
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 августа 2010 г. N 30