Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 5 августа 2010 г. N 03-11-06/2/123
Вопрос: 1. Подпадают ли субсидии, полученные организациями потребительской кооперации, а также хозяйственными обществами, единственными учредителями которых выступают потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)" в рамках постановления Администрации Ростовской области от 05.05.2010 N 289 "О финансовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации" на возмещение произведенных затрат под понятие "целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности", определенное статьей 251 НК РФ, если указанные затраты связаны с уставной деятельностью данных организаций (торговой, заготовительной, производственной, посреднической и иных видов деятельности)?
2. Каков порядок налогообложения субсидий в зависимости от применяемых организациями потребительской кооперации, а также хозяйственными обществами, единственными учредителями которых выступают потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)" режимов налогообложения (УСН, ОСН, ЕНВД)? Распространяются ли положения п. 2 ст. 251 НК РФ на организации, применяющие УСН и ЕНВД в случае соответствия их указанным в данной статье требованиям?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 28.06.2010 N 01а-13/02.05-410 о порядке налогообложения субсидий, получаемых из бюджета на компенсацию произведенных затрат, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают, в частности, доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, в статье 251 Кодекса установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных учреждений) из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и налога на прибыль организаций и подлежат налогообложению в порядке, установленном, соответственно, главами 26.2 и 25 Кодекса.
В части вопроса о порядке налогообложения вышеуказанных сумм субсидий в случае, если их получателем является организация, применяющая систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, следует иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение, в том числе, от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
Статьей 247 Кодекса установлено, что прибылью для российских организаций в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с названной главой Кодекса.
Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), и внереализационные доходы.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках упрощенной системы налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями глав 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках УСН не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования.
К ним относятся, в частности, ассигнования для бюджетных учреждений и субсидии для автономных.
При налогообложении прибыли также не учитываются целевые поступления. Речь идет о тех, которые переданы безвозмездно и направляются на содержание некоммерческих организаций.
Субсидии для иных организаций (кроме автономных учреждений), за счет которых возмещаются затраты или недополученные доходы в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), признаются доходом в рамках общей системы налогообложения и УСН.
Субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по регулируемым ценам в рамках деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов не должны. Средства, выделяемые на иные цели, включаются в состав внереализационных доходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 августа 2010 г. N 03-11-06/2/123
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 5 октября 2010 г. N 19