Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 августа 2010 г. N 03-05-05-02/65
Вопрос: ФГУП имеет правоустанавливающие документы, в том числе свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие право бессрочного пользования земельными участками, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ФГУП на праве хозяйственного ведения.
Управлением Федеральной службы по Московской области выданы свидетельства на право собственности РФ на эти земельные участки. Договоры аренды земельных участков собственником с ФГУП в настоящее время не заключены.
Прошу дать заключение:
Прекращает ли выдача Российской Федерации свидетельства о праве собственности действие правоустанавливающих документов ФГУП о праве бессрочного пользования земельными участками?
Должно ли предприятие уплачивать земельный налог в период фактического пользования предприятием земельными участками - со дня выдачи Свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки и до дня заключения собственником договоров аренды на земельные участки с ФГУП?
Вправе ли предприятие суммы уплаченного в этот период земельного налога учитывать как уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль?
Могут ли быть применены к предприятию какие-либо санкции при неуплате в этот период земельного налога и какие действия в этой ситуации предприятие должно предпринять в целях исключения применения санкций?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГУП от 03.08.2010 N 50/08-890 и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок.
По вопросу учета сумм земельного налога при формировании налоговой базы по налогу на прибыль отмечаем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса.
Статья 270 Налогового кодекса не содержит положений, не позволяющих при налогообложении прибыли организаций учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, земельный налог.
Следовательно, если согласно действующему налоговому законодательству организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы, понесенные ею в связи с его уплатой, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений Налогового кодекса.
Что касается применения налоговых санкций при неуплате налогов, то данный вопрос регулируется главой 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" Налогового кодекса.
ВРИО директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основание для взимания земельного налога - наличие у плательщика правоустанавливающих документов на участок.
Организации-плательщики указанного налога несут расходы в связи с его уплатой. Разъяснено, что их можно учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 августа 2010 г. N 03-05-05-02/65
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", октябрь 2010 г. N 19