Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 октября 2010 г. N 03-05-05-02/75
Вопрос: ФГУП является фактическим землепользователем земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости, переданными предприятию в хозяйственное ведение.
Указанные земельные участки не могут принадлежать предприятию на праве собственности, так как имущество государственных унитарных предприятий находится в государственной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Следовательно, земельные участки под указанными объектами недвижимости являются федеральной (до разграничения прав - муниципальной) собственностью.
Часть земельных участков принадлежит предприятию на праве бессрочного пользования, которое перешло к нему в порядке правопреемства во время реорганизации путем присоединения федеральных государственных унитарных предприятий. Предприятие обязано переоформить право бессрочного пользования на такие земельные участки на право аренды до 01.01.2012 года.
Остальная, большая часть земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию не принадлежит. При этом в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса РФ единственно возможной формой землепользования для государственных унитарных предприятий является аренда земли.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По мнению предприятия, в силу данной нормы ФГУП в лице своих обособленных подразделений (филиалов) признается плательщиком земельного налога только по тем земельным участкам, в отношении которых у предприятия имеются права постоянного (бессрочного) пользования и только до момента переоформления указанных прав.
Учитывая изложенное, просим Вас подтвердить, что в силу положений ст. 388 НК РФ предприятие не может быть признано плательщиком земельного налога по земельным участкам, на которые у него отсутствуют права бессрочного пользования.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГУП от 30.09.2010 N 3.1-55/5748 и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция находит отражение в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54.
Также обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации для исчисления земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу по данному налогу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ земельным налогом облагаются участки, находящиеся у граждан и организаций на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Разъясняется, что обязанность уплачивать налог возникает с момента внесения в ЕГРП записи о соответствующем праве.
Также отмечается, что организации самостоятельно определяют базу для исчисления земельного налога. За основу берутся сведения государственного кадастра недвижимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2010 г. N 03-05-05-02/75
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 2 ноября 2010 г. N 41