Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 октября 2010 г. N 03-11-10/128
Вопрос: Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21 июля 2010 г. N 662-р введен режим чрезвычайной ситуации в муниципальных образованиях Удмуртской Республики. В результате засухи произошла гибель и повреждение посевов сельскохозяйственных культур сельхозтоваропроизводителей.
Общий убыток от засухи по погибшим площадям организации составил 9 млн. руб. Из них затраты на оплату труда - 2,7 млн. руб., ГСМ - 2,5 млн. руб., семена - 2,4 млн. руб., удобрения - 1 млн. руб., отчисления на социальные нужды - 0,3 млн. руб. и прочие затраты - 0,1 млн. руб.
1. Распространяется ли действие пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ на ситуацию, сложившуюся в Удмуртской Республике?
2. Включаются ли данные суммы в расходы по Единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел в соответствии с письмом Минсельхоза России от 27.09.2010 N 16-16/310 обращение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 30.08.2010 N 02/6-3294 и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 44 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 г. N 267, засуха (код 3.4.20) относится к опасным метеорологическим явлениям и процессам (подраздел 3.4) и является природной чрезвычайной ситуацией (раздел 3).
Исходя из этого, по нашему мнению, расходы в виде убытка от засухи по погибшим площадям при введении на территории субъекта Российской Федерации чрезвычайной ситуации нормативным правовым актом органа исполнительной власти данного субъекта могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу при условии, что данные расходы не будут являться расходными обязательствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация, либо федеральных органов исполнительной власти в вышеуказанном случае.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что засуха является природной чрезвычайной ситуацией. Убытки от нее могут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом на территории региона должна быть введена чрезвычайная ситуация. Понесенные убытки не должны являться расходными обязательствами органов власти.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 октября 2010 г. N 03-11-10/128
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 30 ноября 2010 г. N 23