Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/771
Вопрос: Основным видом деятельности ООО является оптовая торговля. Согласно учетной политике в целях налогового учета ООО в течение нескольких лет не учитывало транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика при формировании стоимости приобретения товара, а распределяло их в порядке, изложенном в ст. 320 НК РФ, т.е. сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
С 2011 года ООО изменяет учетную политику и будет применять другой порядок формирования стоимости товаров - формировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, в том числе транспортных расходов.
Однако по состоянию на 01.01.2011 г. на складе ООО будет числиться значительный объем товаров, стоимость приобретения которых определена на прежних условиях, соответственно, в налоговом учете числится остаток транспортных расходов, приходящихся на эти товары.
Допустимо ли для налогового и бухгалтерского учетов распределить оставшиеся на 01.01.2011 г. транспортные расходы, включенные в стоимость оставшихся на складе на начало 01.01.2011 г. нереализованных товаров (например, путем определения коэффициента (распределяем транспортные расходы пропорционально стоимости единицы товара))?
Можно ли далее с 2011 года стоимость этих товаров учитывать при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19.11.10 г. N 11 о порядке учета транспортных расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Порядок определения расходов по торговым операциям установлен статьей 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании статьи 320 Кодекса суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя в случае, если эти затраты не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.
Распределение понесенных прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров), осуществляется в порядке, изложенном в статье 320 Кодекса.
При этом сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 данной части) к стоимости товаров (пункт 2 данной части);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
На основании абзаца пятого статьи 313 Кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Из письма следует, что после изменения условий поставки приобретаемых товаров, транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров. Однако при этом в налоговом учете общества будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы.
Таким образом, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товар, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортные расходы относятся к прямым затратам при налогообложении прибыли. Условие - они не включены в цену приобретения доставляемых товаров.
Сумма прямых расходов в части транспортных, относящаяся к остаткам нереализованной продукции, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом совершаются следующие действия.
Рассчитываются прямые расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем.
Определяется стоимость покупки проданных в текущем месяце товаров и цена приобретения остатка нереализованной продукции на конец этого периода.
Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров.
Устанавливается сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка на конец месяца.
Например, после того, как изменятся условия поставки приобретаемых товаров, транспортные расходы будут включены в стоимость продукции.
Однако будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены эти затраты.
Таким образом, организация может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и остальных.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/771
Текст письма официально опубликован не был