Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/777
Вопрос: Наша организация является региональным представителем отечественного производителя наборов реагентов для проведения медицинских лабораторных исследований ЗАО и поставляет указанную продукцию в клинико-диагностические лаборатории.
В целях ознакомления потенциальных покупателей с реализуемой продукцией и продвижения новых видов продукции наша организация планирует бесплатно передавать образцы продукции клиентам, включая тех, кто уже использует указанную продукцию.
Может ли наша организация учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение пробных образцов у производителя?
Подпадает ли безвозмездная передача образцов продукции медицинским организациям, не являющимся покупателями указанной продукции, под рекламу?
По какому иному основанию наша организация может учесть в расходах затраты на приобретение образцов продукции у производителя?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо N 461/1 от 15.11.2010 г. по вопросу учета в составе расходов по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение пробных образцов товара у производителя, бесплатно передаваемых клиентам, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со статьей 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из письма следует, что образцы продукции передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, поэтому затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам.
Таким образом, в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. Организация передает образцы продукции потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки.
В состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются затраты на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности плательщика, товарного знака и знака обслуживания.
Реклама адресуется неопределенному кругу лиц. Она направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам.
Таким образом, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и затраты, связанных с такой передачей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/777
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 февраля 2011 г. N 5