Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 января 2011 г. N 03-03-06/1/4
Вопрос: Просим дать разъяснения по налоговому учету комиссии, уплачиваемой банку за предоставление банковской гарантии.
Основной вид деятельности нашей организации - строительство объектов нефтегазового комплекса. После заключения договора на строительство объекта наша организация (далее - Подрядчик) оформляет банковскую гарантию для обеспечения выполнения обязательств по договору сроком на 2 года (на период строительства) в пользу Заказчика. Подрядчик уплачивает банку комиссию за предоставление банковской гарантии, которая рассчитывается исходя из суммы гарантии и определенного процента годовых. Комиссия за банковскую гарантию уплачивается по следующему графику платежей: за первый год - единовременно, за второй год - поквартально. Просим дать разъяснения по учету комиссии за банковскую гарантию в целях исчисления налога на прибыль:
1. Дата признания расходов для целей налогового учета - дата начала действия банковской гарантии или дата оплаты комиссии?
2. Какую часть комиссии принимать в затраты периода:
- долю комиссии, рассчитанную следующим образом: уплаченную сумму комиссии разделить на срок, исчисляемый от даты платежа до окончания срока действия гарантии, и умножить на количество дней в периоде;
или
- долю комиссии, рассчитанную следующим образом: уплаченную сумму комиссии, разделить на срок, исчисляемый от даты платежа до даты следующего платежа, и умножить на количество дней в периоде;
или
- долю комиссии, рассчитанную в соответствии с банковским процентом (на основании которого рассчитывалась комиссия) исходя из номинала банковской гарантии пропорционально количеству дней в периоде (по аналогии с расчетом процентов за кредит)?
Изменится ли учет комиссии за банковскую гарантию для целей исчисления налога на прибыль, если она установлена банком фиксированной суммой?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретающейся в целях обеспечения выполнения обязательств по договору, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия их критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Из письма следует, что банковская гарантия приобретается на 2 года. Уплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально.
Таким образом, полагаем, что расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретающейся в целях обеспечения выполнения обязательств по договору, необходимо учитывать равномерно в течение срока, на который она приобретается.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, как учитывать расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, если она приобретается на 2 года. За первый год суммы перечисляются единовременно, за второй - поквартально.
Указано, что эти затраты признаются равномерно в течение периода, на который приобретается гарантия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 января 2011 г. N 03-03-06/1/4
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 25 января 2011 г. N 4, в журнале "Документы и комментарии", апрель 2011 г. N 7