Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112 О возврате налоговым агентом излишне удержанных сумм НДФЛ

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112

 

Вопрос: Банк просит разъяснить порядок уведомления налогоплательщиков - физических лиц о суммах излишне удержанного налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), возврата налоговым агентом сумм НДФЛ после 1 января 2011 года, а также порядок представления в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ.

1. Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного налога, направив сообщение в электронной форме (например, по электронной почте через сеть Интернет или используя сервисы дистанционного обслуживания) или необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Может ли это быть сообщение в произвольной форме или следует предоставить физическому лицу справку по форме 2-НДФЛ с указанием излишне уплаченного налога?

2. Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление на возврат излишне удержанной суммы налога строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата 3-х месячного срока? Является ли необходимым условием при этом получение налоговым агентом от налогоплательщика повторного заявления на возврат суммы налога, не возвращённой в установленный 3-х месячный срок?

3. Статьей 231 НК РФ установлено, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ. Учитывая, что обязанность налоговых агентов вести регистры по налогу на доходы физических лиц установлена только начиная с 1 января 2011 года, правильно ли мы понимаем, что такой порядок возврата НДФЛ налоговому агенту из бюджетной системы РФ применим только в части сумм НДФЛ, удержанных и уплаченных после 1 января 2011 года, при этом для возврата налога, излишне удержанного и уплаченного до 1 января 2011 года, выписка из регистра налогового учёта не требуется?

4. По порядку заполнения и представления сведений о доходах физических лиц, утверждённому Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" просим разъяснить следующее.

Необходимо ли в случае неполного удержания налога со всех выплаченных доходов, облагаемых по одной ставке, представлять справку о доходах физического лица (далее - Справка) в налоговый орган дважды: с проставлением "2" в поле "признак" - в срок, установленный пунктом 5 статьи 226 НК РФ (до 1 февраля), и с проставлением "1" в поле "признак" - в срок, установленный пунктом 2 статьи 230 НК РФ (до 1 апреля)?

Правильно ли мы понимаем, что поле 5.6 Справки "Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом" заполняется только в том случае, если возврат излишне удержанной суммы НДФЛ за истекший налоговый период не был осуществлён до окончания срока, установленного пунктом 2 статьи 230 НК РФ (до 1 апреля)?

Необходимо ли подавать уточненную Справку за истекший год в случае, если налоговый агент осуществил возврат налога, излишне удержанного и уплаченного в истекшем налоговом периоде в следующем году, после представления в налоговый орган первичной Справки с отражением суммы излишне удержанного налога в поле 5.6?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу порядка возврата налоговым агентом излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Абзацем вторым пункта 1 статьи 231 Кодекса предусмотрено, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Кодекс не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога.

Таким образом, по нашему мнению, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

2. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 231 Кодекса возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Таким образом, для возврата излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, налог с доходов которых удерживается налоговым агентом.

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 231 Кодекса если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Таким образом, пунктом 1 статьи 231 Кодекса установлен максимальный трехмесячный срок возврата налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанных сумм налога с момента подачи им заявления.

Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате сумм налога либо об обращении в налоговый орган за возвратом сумм налога налоговому агенту непосредственно после получения заявления налогоплательщика о возврате сумм излишне удержанного налога.

При этом повторное заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанных сумм налога не требуется.

3. Абзацем восьмым пункта 1 статьи 231 Кодекса предусмотрено, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Указанные положения статьи 231 Кодекса, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", вступили в силу 1 января 2011 года.

До вступления в силу указанной редакции статьи 231 Кодекса в целях учета доходов, полученных от них физическими лицами, налоговые агенты использовали самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.

Таким образом, при возврате налоговым агентом налогоплательщику сумм налога, излишне удержанных до 1 января 2011 года, вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписки из указанных форм, используемых в целях учета доходов, полученных от них налогоплательщиками.

Выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, разработанного налоговым агентом, предоставляется в налоговый орган для возврата сумм налога, излишне удержанных с 1 января 2011 года.

4. По вопросу применения Приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" следует обращаться в Федеральную налоговую службу.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговый агент обязан сообщить плательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и его сумме. Срок - 10 дней.

Налоговый агент вправе сообщать плательщику о данном факте в произвольной форме. При этом предварительно согласовывается с физлицом порядок направления сообщения.

Для возврата излишне удержанной суммы налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи по указанному и по иным плательщикам, налог с доходов которых удерживается им.

Максимальный срок возврата налоговым агентом излишне удержанных сумм - 3 месяца с момента подачи заявления.

Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате либо об обращении в налоговый орган за возвратом после получения соответствующего заявления плательщика.

Для возврата сумм налога, излишне удержанных с 1 января 2011 г. в налоговый орган предоставляется выписка из регистра налогового учета за соответствующий период, разработанного налоговым агентом.

Ранее налоговые агенты использовали самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ. При возврате сумм налога, излишне удержанных до 1 января 2011 г., вместе с заявлением в налоговый орган представляются выписки из указанных форм, используемых в целях учета доходов.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 7 июня 2011 г. N 22