Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/4/85 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов, связанных со строительством новых объектов, реконструкции и модернизации действующих объектов унитарного предприятия, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного ведения

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/4/85

 

Вопрос: Деятельность унитарного предприятия регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Финансирование строительства новых объектов, реконструкции и модернизации действующих объектов ГУП (метрополитен) осуществляется Комитетом по транспорту (госзаказчиком) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по Адресной инвестиционной программе.

Имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, впоследствии вносится в уставный фонд метрополитена с одновременным закреплением за метрополитеном на праве хозяйственного ведения.

Фактическая эксплуатация имущества начинается с момента подписания акта государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта по установленной форме.

В целях соблюдения установленного законодательством порядка процедура закрепления государственного имущества на праве хозяйственного ведения осуществляется в соответствии с распорядительными документами КУГИ:

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 N 32-р "Об утверждении Административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции по закреплению за государственными предприятиями и учреждениями государственного имущества Санкт-Петербурга на праве хозяйственного ведения или оперативного управления";

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2010 N 52-р "Об утверждении Административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции по осуществлению внесения государственного имущества Санкт-Петербурга либо прав пользования таким имуществом в уставные (складочные) капиталы (фонды) юридических лиц любой организационно-правовой формы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга"). По результатам исполнения регламентов издается соответствующее распоряжение КУГИ об увеличении уставного фонда и закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

Процедура оформления документов при закреплении права хозяйственного ведения занимает в соответствии с установленными регламентами длительный период времени, причем по объектам недвижимости этот период увеличивается на время проведения государственной регистрации.

С момента начала фактической эксплуатации объектов метрополитена возникают доходы от перевозки пассажиров и расходы на текущее содержание этих объектов.

ГУП просит разъяснить, правомерно ли принимать в целях налогообложения прибыли расходы по содержанию новых объектов метрополитена, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного ведения, совершаемые в целях получения дохода.

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов, связанных со строительством новых объектов, реконструкции и модернизации действующих объектов унитарного предприятия, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного ведения, и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 5 данной статьи БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества (статья 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)).

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 161-ФЗ установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом следует иметь в виду, что перечень расходов является открытым (за исключением расходов, установленных статьей 270 НК РФ).

Расходы, произведенные федеральным государственным унитарным предприятием за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия этих расходов критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии с положениями статьи 256 НК РФ, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Данные средства учитываются после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что на основании пункта 11 статьи 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Таким образом, по нашему мнению, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества унитарного предприятия, подлежащего государственной регистрации, не прошедшего процедуру закрепления и (или) государственной регистрации на праве хозяйственного ведения по причине длительной процедуры оформления документов, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, при выполнении условий, связанных с принятием собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с документальным подтверждением факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256 - 259.3 НК РФ. При этом на основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ. Каких-либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, положениями вышеуказанных статей НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, расходы на реконструкцию и модернизацию объектов, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, произведенные за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, учитываются в целях налогообложения прибыли в вышеизложенном порядке.

Что касается вопроса о порядке налогового учета расходов по содержанию новых объектов метрополитена, то принимая во внимание, что указанные расходы не конкретизированы, представить обоснованный ответ не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приобретенные за счет госинвестиций недвижимость, оборудование и средства производства закрепляются за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на их стоимость.

Минфин России пояснил, что амортизация по подлежащим госрегистрации объектам, не прошедшим эту процедуру, может начисляться до их закрепления за предприятием на праве хозведения с 1-го числа следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию. При этом собственником имущества должны быть приняты решения об увеличении уставного фонда предприятия и регистрации изменений в его учредительных документах. Также требуется подтвердить факт подачи документов на регистрацию указанных прав.

Расходы на реконструкцию и модернизацию объектов, находящихся в хозведении, за счет бюджетных инвестиций учитываются при налогообложении прибыли в общем порядке. То есть они увеличивают первоначальную стоимость основных средств и списываются через механизм амортизации. Налогоплательщик праве включить в расходы отчетного (налогового) периода амортизационную премию.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/4/85


Текст письма официально опубликован не был