Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-325 О принятии к бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных учетных документов, оформленных в электронном виде с применением электронной цифровой подписи

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-325

 

Вопрос: Ввиду постоянного развития и востребованности электронного документооборота, а также стремления большинства контрагентов перейти на безбумажную технологию оформления различного рода юридически значимых документов, в том числе договоров, соглашений и первичных бухгалтерских документов, прошу Вас дать разъяснения по нижеследующему вопросу.

ООО заключает со своими клиентами агентские договоры на прием платежей физических лиц в письменной форме на бумажном носителе.

В настоящее время мы имеем намерение оформлять дополнительные соглашения к данным договорам, а также акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) путем их составления в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Вправе ли организация-налогоплательщик принимать к бухгалтерскому и налоговому учету дополнительные соглашения к агентскому договору на прием платежей, а также первичные учетные документы, в том числе акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), оформленные путем их составления в электронном виде с применением электронной цифровой подписи?

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение от 10.08.2011 N 104 по вопросу о принятии к бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных учетных документов, оформленных в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, и сообщается следующее.

Пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Полагаем, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может приниматься к бухгалтерскому и (или) налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2011 N 20303).

Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа в налоговые органы производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Даны разъяснения по вопросу принятия к бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных учетных документов, оформленных в электронном виде с применением ЭЦП.

По мнению Минфина России, такое возможно, если проставлена квалифицированная электронная подпись (ЭЦП) и действующее законодательство не требует оформлять документ исключительно на бумаге.

По запросу налогового органа документы могут направляться в электронном виде по ТКС, если они составлены по установленным форматам. В противном случае они подаются на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании квалифицированной ЭП (ЭЦП).


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-325


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 27 сентября 2011 г. N 36