Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 780 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 780
"О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата"

С изменениями и дополнениями от:

15 августа 2012 г., 29 июня 2013 г., 3 октября 2018 г.

 

В целях реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2013 г. N 549 в пункт 2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Установить, что:

проекты, осуществляемые в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации;

лимит углеродных единиц на отбор и утверждение проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, составляет 300 млн. единиц.

3. Возложить полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, на открытое акционерное общество "Сбербанк России" - оператора углеродных единиц.

4. Установить, что:

оператор углеродных единиц обеспечивает финансирование деятельности, связанной с передачей и приобретением углеродных единиц, за счет средств, поступивших от операций с углеродными единицами, осуществляемых на договорной основе;

инвесторы проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, представившие сведения о реинвестировании в отношении проектов, утвержденных в установленном порядке до вступления в силу настоящего постановления, направляют в срок, не превышающий 90 дней со дня вступления в силу настоящего постановления, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации инвестиционные декларации. Указанные декларации составляются на основе заявок, представленных на конкурсный отбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 843 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата".

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 843 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5240).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

 

Москва

15 сентября 2011 г.

N 780

 

Положение
о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 780)

С изменениями и дополнениями от:

15 августа 2012 г., 29 июня 2013 г., 3 октября 2018 г.

 

1. Настоящее Положение определяет порядок отбора, утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее соответственно - Протокол, Конвенция), а также получения, передачи и приобретения единиц сокращения выбросов парниковых газов (далее - единицы сокращения выбросов).

2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

"Сторона" - государство, являющееся Стороной Протокола;

"проект" - инвестиционный проект (совокупность взаимосвязанных проектных мероприятий), осуществляемый в соответствии со статьей 6 Протокола и международными требованиями и направленный на сокращение выбросов парниковых газов из источников и (или) увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов;

"международные требования" - требования к подготовке и реализации проектов, подтверждению результатов реализации проектов, введению в обращение единиц сокращения выбросов, их передаче и приобретению, установленные решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон, и (или) международными договорами о содействии реализации проектов;

"инвестор проекта" - российское юридическое лицо, которое реализует проект в соответствии с установленными требованиями;

"специальная проектная документация" - проектная документация о мероприятиях, предусмотренных проектом, подготовленная на основе международных требований;

"Секретариат" - Секретариат Конвенции;

"международный надзорный орган" - международный комитет по надзору за реализацией проектов, образованный и осуществляющий свою деятельность в соответствии с решением Конференции Сторон;

"независимый орган" - организация, имеющая полномочия в соответствии с решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон, по подготовке экспертных заключений на проектную документацию, на изменения, внесенные в специальную проектную документацию, и (или) на отчет о ходе реализации проекта в соответствии с международными требованиями;

"иностранное уполномоченное лицо" - другая Сторона, утвердившая проект, или юридическое лицо, которое эта Сторона уполномочила на участие в действиях, ведущих к передаче или приобретению единиц сокращения выбросов, введенных в обращение в соответствии с проектом;

"углеродная единица" - установленная Протоколом и международными требованиями единица установленного количества выбросов парниковых газов, единица сокращения выбросов и единица абсорбции;

"операции с углеродными единицами" - выполняемые в соответствии с международными требованиями и требованиями, установленными настоящим Положением, действия, связанные с введением в обращение, хранением, передачей, приобретением и переносом углеродных единиц;

"координационный центр" - Министерство экономического развития Российской Федерации;

"оператор углеродных единиц" - открытое акционерное общество "Сбербанк России".

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 13 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 октября 2018 г. N 1183

См. предыдущую редакцию

3. Координационный центр, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и оператор углеродных единиц при отборе, утверждении и проверке хода реализации проектов в соответствии с настоящим Положением руководствуются международными требованиями, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации в части обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов и приоритетов развития экономики и социальной сферы.

4. Утверждение проекта осуществляется координационным центром на основании протокола результатов отбора заявок, подаваемых российскими юридическими лицами, соответствующими требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения (далее соответственно - заявки, заявители).

5. Отбор заявок осуществляется оператором углеродных единиц без взимания платы с заявителей.

6. Объявление об отборе заявок размещается на официальном сайте оператора углеродных единиц в сети Интернет и содержит следующую информацию:

а) сроки подачи заявок;

б) сроки проведения отбора заявок, которые не могут превышать 20 рабочих дней со дня приема заявки.

7. В состав заявки включаются:

а) специальная проектная документация;

б) положительное экспертное заключение на специальную проектную документацию, подготовленное независимым органом, выбранным заявителем в соответствии с международными требованиями;

в) проектная документация, которая разрабатывается на основе требований законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности, в том числе документация об осуществленных и планируемых к осуществлению инвестициях в форме капитальных вложений;

г) сведения о техническом и финансовом потенциале заявителя, необходимом для достижения заявляемых результатов реализации проекта;

д) сведения о предполагаемом иностранном уполномоченном лице;

е) сведения об ожидаемом экономическом и социальном эффекте;

ж) инвестиционная декларация, представляемая в произвольной форме и содержащая намерения заявителя разработать и реализовать за счет средств, полученных от операций с углеродными единицами, проекты на период до 2020 года, направленные на повышение энергетической или экологической эффективности, в том числе в отношении ликвидации накопленного экологического ущерба и снижения негативного воздействия на окружающую среду, а также другие подобные мероприятия, направленные на достижение общественных благ, с указанием сведений об объемах инвестиций, объемах и сроках осуществления капитальных вложений и описанием практических действий по осуществлению инвестиций.

8. На день подачи заявки заявитель должен соответствовать следующим требованиям:

а) непроведение в отношении заявителя процедуры банкротства и (или) ликвидации;

б) неприостановление деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у заявителя просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;

г) наличие у заявителя на праве собственности или ином вещном праве объектов, на которых осуществляются или могут осуществляться проекты.

9. Оператор углеродных единиц в течение 5 рабочих дней со дня приема заявок проводит их оценку на соответствие пункту 7 настоящего Положения и направляет заявителю решение о принятии заявки или мотивированный отказ в случае предоставления заявителем неполной информации.

В целях учета мнения юридических и физических лиц, чьи права могут быть затронуты проектом, принятые к рассмотрению заявки подлежат размещению на официальном сайте оператора углеродных единиц в сети Интернет. Обращения юридических и физических лиц, чьи права могут быть затронуты проектом, подлежат рассмотрению при подведении итогов отбора заявок.

10. Оператор углеродных единиц в течение 10 рабочих дней со дня направления заявителю решения о принятии заявки проводит отбор заявок, принятых к рассмотрению в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения, путем оценки сведений, представленных заявителем в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, на соответствие международным требованиям и требованиям, установленным настоящим Положением, а также оценки соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 8 настоящего Положения. По результатам отбора заявок принимается решение о соответствии либо о несоответствии заявки и (или) заявителя установленным требованиям.

11. Решение о несоответствии заявки и (или) заявителя установленным требованиям принимается оператором углеродных единиц в случае выявления несоответствия представленных заявителем сведений международным требованиям и требованиям, установленным настоящим Положением, и (или) в случае выявления несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 8 настоящего Положения.

Оператор углеродных единиц информирует заявителя о результатах отбора заявок в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

12. Результаты отбора заявок оформляются протоколом, содержащим сведения о специальной проектной документации, инвестиционной декларации и иностранном уполномоченном лице, который в течение 5 рабочих дней со дня проведения отбора направляется оператором углеродных единиц в координационный центр.

13. Координационный центр в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения, принимает решение об утверждении проектов, за исключением случая, когда реализация проекта может быть подвергнута рискам в силу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, военных действий, иных обстоятельств непреодолимой силы, а также судебных разбирательств по проекту на территории государства иностранного уполномоченного лица, указанного в инвестиционной декларации.

Мотивированный отказ в утверждении проекта по основаниям, указанным в настоящем пункте, направляется координационным центром оператору углеродных единиц и заявителю в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в утверждении проекта.

14. Координационный центр доводит до сведения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, заявителей, оператора углеродных единиц и администратора российского реестра углеродных единиц, назначенного в установленном порядке (далее - администратор), решение об утверждении проекта и планируемый объем сокращения выбросов (абсорбции) парниковых газов по утвержденному проекту либо об отказе в утверждении проекта по основаниям, указанным в пункте 13 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения (отказа в утверждении).

15. Утвержденные проекты регистрируются в реестре проектов, который ведется оператором углеродных единиц, и подлежат размещению на его официальном сайте в сети Интернет.

16. В реестр проектов включается следующая информация:

а) наименование инвестора проекта;

б) сведения о специальной проектной документации по проекту;

в) планируемый объем сокращения выбросов (абсорбции) парниковых газов;

г) срок реализации проекта;

д) сведения об утверждении проекта другой Стороной (Сторонами).

17. Со дня утверждения проекта заявитель признается инвестором проекта.

18. Координационный центр в соответствии с международными требованиями информирует Секретариат об утверждении проекта и в течение 10 рабочих дней со дня регистрации проекта в Секретариате направляет администратору копию решения об утверждении проекта и сведения о регистрации проекта.

19. В течение 10 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 18 настоящего Положения, администратор в соответствии с международными требованиями обеспечивает перевод единиц установленного количества или единиц абсорбции в объеме, соответствующем проектному объему сокращения выбросов (абсорбции) парниковых газов по утвержденному проекту, на счет оператора углеродных единиц в российском реестре углеродных единиц с целью их резервирования для указанного проекта.

20. Реализация проекта осуществляется в соответствии со специальной проектной документацией.

Об изменении сроков и (или) этапов работ, установленных специальной проектной документацией, инвестор проекта информирует оператора углеродных единиц с указанием причин возникновения таких изменений, а также о предпринимаемых им мерах по восстановлению графика работ по проекту.

Для учета мнений юридических и физических лиц, чьи права могут быть затронуты проектом, изменения, вносимые в специальную проектную документацию, подлежат размещению на официальном сайте оператора углеродных единиц в сети Интернет. Обращения юридических и физических лиц, чьи права могут быть затронуты проектом, подлежат рассмотрению оператором углеродных единиц при принятии решений об утверждении изменений, внесенных в специальную проектную документацию.

В случае необходимости внесения изменений в специальную проектную документацию в ходе реализации проекта при наличии подготовленного независимым органом положительного экспертного заключения на изменения, внесенные в специальную проектную документацию, инвестор проекта направляет оператору углеродных единиц обращение о внесении в специальную проектную документацию соответствующих изменений. На основании указанного обращения оператор углеродных единиц принимает решение о внесении изменений в специальную проектную документацию, если они не приводят к ухудшению показателей энергетической и экологической эффективности проекта, и в течение 5 рабочих дней со дня его принятия доводит информацию о принятом решении до сведения инвестора проекта, координационного центра, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и администратора.

Абзац пятый утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца пятого

21. Инвестор проекта ежегодно, до 30 сентября года, следующего за отчетным, представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и оператору углеродных единиц отчет о ходе реализации проекта. Отчет о ходе реализации проекта представляется на бумажном и электронном носителях и содержит:

а) описание осуществленных действий в соответствии со специальной проектной документацией;

б) сведения о разности между планируемым объемом и фактической величиной выбросов парниковых газов из источника и (или) между планируемым и фактическим уровнем их абсорбции поглотителем (проектный объем сокращения выбросов);

в) экспертное заключение на отчет о ходе реализации проекта, включая оценку соответствия сокращения выбросов парниковых газов, достигнутого в результате реализации проекта, значениям, указанным в специальной проектной документации, подготовленное независимым органом, который выбирается инвестором проекта;

г) сведения об осуществлении деятельности в соответствии с инвестиционной декларацией.

22. В течение отчетного года инвестор вправе представить промежуточные отчеты о ходе реализации проекта.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (или по его поручению Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) в течение 20 рабочих дней со дня поступления отчета осуществляет его проверку на соответствие специальной проектной документации, инвестиционной декларации и международным требованиям.

В случае выявления несоответствия представленного отчета специальной проектной документации, инвестиционной декларации и (или) международным требованиям либо в случае невозможности подтверждения деятельности, осуществляемой в соответствии с инвестиционной декларацией, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направляет инвестору проекта обращение об устранении несоответствий.

Копия обращения об устранении несоответствий представляется в координационный центр и оператору углеродных единиц.

Инвестор проекта в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного обращения информирует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и оператора углеродных единиц о мерах, которые будут приняты для устранения несоответствия представленного отчета специальной проектной документации, инвестиционной декларации и международным требованиям.

В случае неустранения на день предоставления отчета о ходе реализации проекта за следующий отчетный период несоответствий, выявленных в ходе проверки отчета за предыдущий отчетный период, либо в случае повторного выявления несоответствия представленного отчета специальной проектной документации и (или) международным требованиям Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направляет обращение в координационный центр о прекращении действия решения об утверждении проекта. Копия обращения направляется оператору углеродных единиц.

В течение 10 рабочих дней со дня получения обращения координационный центр принимает решение об аннулировании решения об утверждении проекта и в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения доводит его до сведения оператора углеродных единиц, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администратора и Секретариата.

Оператор углеродных единиц в течение 10 рабочих дней со дня получения решения координационного центра о прекращении действия решения об утверждении проекта исключает указанный проект из реестра проектов.

23. При наличии положительного экспертного заключения на отчет о ходе реализации проекта, утверждения проекта другой Стороной, отсутствия обращения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленного инвестору проекта и (или) координационному центру в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения, оператор углеродных единиц в соответствии с международными требованиями в течение 20 рабочих дней со дня представления отчета инвестора проекта в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения принимает решение о введении в обращение единиц сокращения выбросов в количестве, соответствующем указанному в подготовленном независимым органом экспертном заключении на отчет о ходе реализации проекта объему сокращения выбросов, путем преобразования соответствующего объема единиц установленного количества на счете оператора углеродных единиц.

Указанные единицы сокращения выбросов вводятся в обращение в соответствии с международными требованиями до окончания периода проверки соблюдения обязательств по Протоколу и зачисляются на счет оператора углеродных единиц в российском реестре углеродных единиц.

24. Оператор углеродных единиц ежеквартально представляет отчетность о ходе реализации проектов в координационный центр и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по форме и в порядке, которые устанавливаются координационным центром.

25. Передача единиц сокращений выбросов на углеродные счета уполномоченного иностранного лица осуществляется на основании соглашения этого лица с оператором углеродных единиц и инвестором проекта, которое предусматривает возмездную передачу уполномоченному иностранному лицу единиц сокращений выбросов, введенных в обращение по проекту, с зачислением денежного возмещения в доходы инвестора проекта и на его счет, находящийся у оператора углеродных единиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными требованиями.

Оператору углеродных единиц в соответствии с указанным соглашением компенсируются его затраты, предельный размер которых не должен превышать размер платы, установленный для покрытия административных издержек деятельности международного надзорного органа.

26. Координационный центр ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Российской Федерации доклад о реализации проектов.

 

Ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата позволяет его сторонам участвовать в проектах совместного осуществления (ПСО). Речь идет о следующем. В одном государстве за счет инвестиций другого выполняется проект, направленный на сокращение выбросов и (или) на увеличение абсорбции парниковых газов. Страна-донор получает единицы сокращения выбросов (ЕСВ), образовавшиеся в результате реализации проекта. В ПСО могут участвовать также отдельные компании.

Установлен новый порядок реализации ст. 6 Киотского протокола.

Как и ранее, проекты утверждаются Минэкономразвития России. Сбербанк России по-прежнему уполномочен участвовать в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению ЕСВ.

Проект утверждается на основании протокола результатов отбора (ранее - конкурсного отбора) заявок, подаваемых российскими юрлицами. Определен лимит по операциям ЕСВ - 300 млн единиц. Прежде по каждому конкурсному отбору предельный объем ЕСВ не должен был превышать 30 млн т СО2-эквивалента.

Состав заявки расширен. Так, наряду с проектной документацией, которая разрабатывается на основе законодательства об инвестиционной деятельности, требуется специальная проектная документация. В заявку включены сведения о предполагаемом иностранном уполномоченном лице, об ожидаемом экономическом и социальном эффекте, инвестиционная декларация.

Инвестор ежегодно отчитывается о ходе реализации проекта. Если отчет не соответствует специальной проектной документации, декларации и (или) международным требованиям, инвестору направляют обращение об устранении расхождений. Это происходит и в случае, когда невозможно подтвердить деятельность, осуществляемую согласно декларации. Решение об утверждении проекта аннулируется, если к следующему отчетному периоду несоответствия, относящиеся к предыдущему, не будут устранены.


Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 780 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 сентября 2011 г. N 39 ст. 5486


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 3 октября 2018 г. N 1183

Изменения вступают в силу с 15 октября 2018 г.


Постановление Правительства РФ от 29 июня 2013 г. N 549

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 15 августа 2012 г. N 826

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления