Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293 Об определении в целях исчисления НДФЛ налогового статуса физических лиц

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293

 

Вопрос: Действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации ущемляются права иностранных граждан в сфере труда, что ведет к дискриминации. Это связано с тем, что в настоящее время размер излишне уплаченного НДФЛ, подлежащий возврату, а значит, и общий размер заработной платы, причитающейся иностранному гражданину за период 183 дней со дня приезда, ставится законодателем в зависимость от даты въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Для наглядности утверждения приведем пример:

Иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию 1 августа 2010 года и сразу устроился на работу. В этом случае срок признания его налоговым резидентом наступит через 183 дня - 31 января 2011 года (следующего отчетного периода).

После получения этим гражданином статуса налогового резидента, в силу вышеуказанных норм, ему будет произведен пересчет НДФЛ и часть налога, превышающая 13%, - возвращена.

Согласно сложившейся практике, возврату подлежит только та часть налога, которая была с него взыскана в том же налоговом периоде, в котором он получил статус налогового резидента, т.е. в нашем случае будет возвращена часть налога, взысканная за период с 1 января 2011 года по 31 января 2011 года.

Исходя из данных нашего примера, очевидно, что большая часть излишне взысканного налога приходится на период с 1 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года и составляет 153 дня.

В то же время иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию 31 декабря 2010 года и устроившийся на работу с 1 января 2011 года уже 3 июля 2011 года приобретший статус налогового резидента, получит возврат налога за весь период своего пребывания в Российской Федерации, так как это время вошло в отчетный налоговый период (2011 года) полностью.

На основании изложенного просим разобраться в сложившейся ситуации и вынести на обсуждение в соответствующие законодательные органы следующее предложение:

- внести изменения в нормы действующего налогового законодательства, устанавливающие четкий механизм, предусматривающий возврат части НДФЛ иностранному гражданину - налоговому резиденту за все время его нахождения в Российской Федерации, в том числе, если это время распространяется на два налоговых периода;

- предусмотреть возможность возврата части НДФЛ также и через налогового агента в отчетном периоде за прошлый налоговый период, аналогично условиям, предусмотренным в пункте 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу определения налогового статуса физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не приобрело статус налогового резидента (находилось в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных налоговым агентом в данном налоговом периоде по ставке 30 процентов, не производится.

Пунктом 2 статьи 3 Кодекса установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев.

Указанный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от их гражданства, в том числе и в отношении граждан Российской Федерации, возвращающихся в Российскую Федерацию после продолжительного нахождения за пределами страны. Таким образом принцип недискриминации, установленный пунктом 2 статьи 3 Кодекса, не нарушается.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговые резиденты России - физлица, фактически находящиеся в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физлица на дату выплаты дохода учитывается любой непрерывный 12-месячный период. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус в этом периоде. Он не может измениться в зависимости от времени нахождения лица в нашей стране в следующем.

Если по итогам налогового периода, работник не приобрел статус налогового резидента (находился в нашей стране менее 183 дней), то НДФЛ, удержанный в этом периоде по ставке 30%, не пересчитывается.

Указанный порядок определения налогового статуса применяется в отношении лиц независимо от их гражданства. Это касается и граждан России, вернувшихся после продолжительного нахождения за рубежом.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293


Текст письма официально опубликован не был