Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/703
Вопрос: ООО (далее - Общество) просит Вас предоставить письменное разъяснение относительно следующего:
1. Общество в первом квартале 2011 года нанимало компанию-Подрядчика для целей проведения рекламной акции в отношении продукции Общества.
Указанные услуги были надлежащим образом выполнены Подрядчиком в период с 20.03.2011. по 25.03.2011.
Однако договор о проведении рекламной акции был подписан Обществом с Подрядчиком с опозданием - 10.04.2011, т.е. по завершении периода оказания услуг, являющихся предметом данного контракта. Вместе с тем, в договоре согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ была предусмотрена оговорка о том, что его положения распространяются на отношения Сторон, возникшие с 20.03.2011 (с даты фактического начала осуществления услуг Подрядчиком).
Возможно ли Обществу учесть затраты на проведение рекламной акции в расходах, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, по вышеуказанному контракту и на какую дату - 25.03.2011 либо на 10.04.2011, если:
а) акт на проведение рекламной акции был датирован и подписан сторонами по завершении периода оказания услуг 25.03.2011;
б) акт на проведение рекламной акции был датирован и подписан сторонами после оформления договора - 10.04.2011?
2. Общество заказывает у Подрядчика производство рекламного видеоролика (объект интеллектуальной собственности). Подрядчик по выполнении данных работ передает их результат Заказчику вместе с предоставлением неисключительных прав на ролик сроком в 2 года в ноябре 2010 года. В указанном же месяце Общество начинает эксплуатировать видеоролик для продвижения продукции Общества.
Вместе с тем, договор на создание видеоролика и предоставление неисключительных прав (не требующий государственной регистрации) подписывается Обществом и Подрядчиком в январе 2011 года. В данном контракте согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ была предусмотрена оговорка о том, что его положения распространяются на отношения Сторон, возникшие с ноября 2011 (с даты передачи результатов работ по созданию видеоролика и предоставления неисключительных прав на него Обществу).
Может ли Общество учитывать в налоговом учете, в каком периоде и в какой сумме расходы по созданию видеоролика в ситуациях, когда акт на передачу результатов работ по созданию видеоролика и предоставление неисключительных прав был подписан Обществом и Подрядчиком:
а) в ноябре 2010 года;
б) в январе 2011 года (после оформления договора)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, поставленным в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Как следует из письма, договор с подрядчиком на проведение рекламной акции был подписан по завершении периода оказания услуг. При этом в договоре было предусмотрено условие о том, что действие данного документа распространяется на отношения сторон, возникшие с даты фактического начала осуществления услуг.
Согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
На основании подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов в виде оплаты сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).
Таким образом, если акт о выполнении услуг на проведение рекламной акции был подписан сторонами по завершении периода оказания услуг, но до заключения договора на проведение рекламной акции, расходы на оплату услуг сторонней организации на проведение рекламной акции могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль в качестве рекламных расходов на дату подписания акта. При этом в договоре необходимо предусмотреть условие о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты начала осуществления услуг.
Если акт подписывается сторонами после заключения договора на оказание услуг, расходы на проведение рекламной акции учитываются для целей налогообложения прибыли на дату подписания договора.
В отношении учета расходов на оплату услуг сторонней организации по производству рекламного ролика считаем, что если акт приема-передачи подписан сторонами по завершении оказания услуг, но до заключения договора (при этом договором должно быть предусмотрено условие, установленное пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), расходы на оказание таких услуг учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с момента подписания акта приема-передачи и перехода неисключительных прав на объект интеллектуальной собственности.
В случае когда акт приема-передачи подписывается после заключения договора на оказание услуг, затраты на создание рекламного видеоролика учитываются для целей налогообложения прибыли с момента подписания сторонами договора.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При налогообложении прибыли затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Акт о выполнении услуг на проведение рекламной акции был подписан сторонами по завершении периода оказания услуг, но до заключения договора на проведение рекламной акции.
Разъяснено, что в таком случае расходы на оплату услуг сторонней организации на проведение рекламной акции могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль в качестве рекламных расходов на дату подписания акта. Условие - в договоре должно быть предусмотрено, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты начала осуществления услуг.
Если же акт подписывается сторонами после заключения договора на оказание услуг, то расходы на проведение рекламной акции учитываются для целей налогообложения прибыли на дату подписания договора.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/703
Текст письма официально опубликован не был