Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/748
Вопрос: ЗАО является оператором по приему платежей. ЗАО планирует формировать резерв по сомнительным долгам на 2012 год в налоговом учете в соответствии со статьей 266 НК РФ.
ЗАО при формировании резерва по сомнительным долгам не включает в него просроченную сомнительную дебиторскую задолженность платежных субагентов, образовавшуюся вследствие невыполнения платежными субагентами обязательств по перечислению принятых платежей на счет ЗАО (оператора по приему платежей) для последующего перечисления их в адрес поставщиков, при этом ЗАО исполнило эти обязательства перед поставщиками за своей счет.
Также в состав резерва по сомнительным долгам мы не включаем:
- дебиторскую задолженность по займам, срок возврата которых истек;
- по авансам, выданным в связи с условиями хозяйственных договоров, срок выполнения работ /услуг, получения товаров по которым истек;
- дебиторскую задолженность по выплате действительной доли, подлежащей получению, в связи с выходом из состава участников обществ.
Подлежат ли вышеупомянутые расходы, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, списанию за счет резерва по сомнительным долгам, при наступлении сроков для списания просроченной дебиторской задолженности, при условии соответствия ее понятию безнадежного долга, в пределах размера резерва по сомнительным долгам, или мы имеем право учесть ее в качестве внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ сразу в полном объеме?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета просроченной дебиторской задолженности в составе внереализационных расходов и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Согласно пункту 1 статьи 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Как следует из пункта 3 статьи 266 Кодекса, налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей, и суммы отчислений в указанные резервы включаются в состав внереализационных расходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 Кодекса в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва, и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы.
Таким образом, в случае если в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не создавался резерв по сомнительным долгам, по нашему мнению, данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик вправе создать резерв по сомнительным долгам. Отчисления в последний включаются в состав внереализационных расходов.
При создании названного резерва, долги, признаваемые безнадежными, списываются за счет суммы созданного резерва. Только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы.
По мнению Минфина России, если в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг не формировался указанный резерв, такая сумма безнадежного долга учитывается во внереализационных расходах при определении базы по налогу на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/748
Текст письма официально опубликован не был