Федеральная налоговая служба в связи с обращениями Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в отношении реорганизации ОАО "Ростелеком", сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 5 статьи 83 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 84 Кодекса в случаях прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета, обязан направить сведения о снятии организации с учета в связи с прекращением деятельности юридического лица в результате реорганизации и выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом.
На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, снимают организацию с учета и исключают сведения из ЕГРН.
Учитывая изложенное, процедура снятия с учета прекративших деятельность в результате реорганизации организаций в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, и постановки на учет вновь созданной в результате реорганизации организации в налоговом органе осуществляется в порядке и на основании документов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, возникает ситуация, когда недвижимое имущество присоединяемой организации в соответствии с передаточным актом фактически переданы организации - правопреемнику, однако право собственности организации - правопреемника не зарегистрировано в установленном порядке. В этой связи у налогового органа отсутствуют основания для постановки на учет организации - правопреемника по месту нахождения недвижимого имущества, при этом у организации возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций и представлению деклараций.
Учитывая изложенное, ФНС России полагает возможным осуществить учет сведений об организации - правопреемнике (ОАО "Ростелеком") в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с пунктом 10 статьи 83 Кодекса на основании обращения организации и документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество. При получении в последующем налоговым органом сведений от органов, указанных в пункте 4 статьи 85 Кодекса, постановка на учет должна быть осуществлена в установленном порядке.
По вопросу администрирования имущественных налогов юридических лиц, реорганизованных в порядке присоединения к другому юридическому лицу (правопреемнику) сообщается, что налоговые обязательства должны открываться, исходя из порядков исчисления и уплаты соответствующих налогов, сборов, установленных Кодексом.
Что касается карточек "РСБ", то они открываются налогоплательщику при условии постановки его на учет и открытия налоговых обязательств.
Учитывая изложенное, ФНС России считает возможным в случае постановки на учет организации - правопреемника по месту нахождения недвижимого имущества осуществлять учет исполнения налоговых обязательств в карточках "РСБ" присоединенных организаций.
|
А.С. Петрушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения на случай, когда недвижимость присоединяемой организации в соответствии с передаточным актом фактически передана правопреемнику, однако право собственности последнего не зарегистрировано в установленном порядке. Таким образом, у налогового органа отсутствуют основания для постановки на учет правопреемника по месту нахождения недвижимости. Но при этом у данного юрлица возникает обязанность уплачивать налог на имущество организаций и представлять декларации.
Учитывая изложенное, ФНС России считает, что можно осуществить учет сведений о правопреемнике (ОАО "Ростелеком") в налоговом органе по месту нахождения недвижимости на основании обращения организации и документа, подтверждающего факт подачи документов на госрегистрацию прав собственности. При получении в последующем налоговым органом сведений в предусмотренном НК РФ порядке должна быть осуществлена постановка на учет.
Кроме того, ФНС России разъяснила, что в случае постановки на учет правопреемника по месту нахождения недвижимости можно осуществлять учет исполнения налоговых обязательств в карточках "РСБ" присоединенных организаций.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 июня 2011 г. N ПА-4-6/9802@ "О реорганизации ОАО "Ростелеком"
Текст письма официально опубликован не был