Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-05-06-04/324 О возможности установления "налоговых каникул" для физических лиц, являющихся налогоплательщиками транспортного налога и налога на имущество физических лиц

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-05-06-04/324

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше обращение, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщается, что предложения об установлении "налоговых каникул" для физических лиц, являющихся налогоплательщиками транспортного налога и налога на имущество физических лиц, не могут быть поддержаны по следующим основаниям.

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривается институт "налоговых каникул".

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.

Учитывая фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, а также иные критерии в качестве исключений из общеустановленных принципов всеобщности и равенства налогообложения законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы, носящие адресный характер.

При этом полномочиями по установлению налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков на основании статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации обладают соответственно законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

Учитывая изложенное, физические лица, как самостоятельная категория налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и, следовательно, внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не требуется.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Минфин России не поддерживает предложения о "налоговых каникулах" для физлиц, уплачивающих транспортный налог и налог на имущество. Это объясняется следующим.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрен институт "налоговых каникул".

Данное законодательство основывается на всеобщности и равенстве налогообложения. В качестве исключений из этих принципов могут предусматриваться налоговые льготы, носящие адресный характер, с учетом фактической способности плательщика вносить налог, а также иных критериев.

По указанным налогам (транспортному и на имущество физлиц) льготы для отдельных категорий плательщиков устанавливаются представительными органами соответственно регионов и муниципальных образований.

Таким образом, физлица, образующие самостоятельную категорию плательщиков, могут быть освобождены от упомянутых налогов на территории соответствующего региона (муниципального образования). Следовательно, не требуется вносить поправки в законодательство.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-05-06-04/324


Текст письма официально опубликован не был