Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 ноября 2011 г. N 03-03-06/4/134
Вопрос: Просим дать письменные разъяснения по следующим вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, возникшим в деятельности некоммерческого партнерства содействия управленческой деятельности (далее - Партнерство).
Партнерство в соответствии с целями деятельности, предусмотренными его уставом, осуществляет благотворительную деятельность. Партнерство оказывает благотворительную помощь некоммерческим организациям в денежной форме. При этом Партнерство обуславливает использование некоммерческой организацией - получателем средств (далее - Благополучатель) пожертвованных ему денежных средств на определенные Партнерством цели, исходя из пожеланий Благополучателя. Обязанность Благополучателя использовать полученную помощь по целевому назначению закреплена в договоре благотворительного пожертвования. Кроме того, договор содержит в себе условие, согласно которому на Благополучателя возложена обязанность по предоставлению Партнерству отчета и документов, подтверждающих целевое использование пожертвования. При этом перечень подтверждающих документов договором не определен.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что действующее законодательство не устанавливает для благотворителя (жертвователя) обязанности контролировать целевое использование Благополучателем пожертвованного ему имущества (в т.ч. денежных средств), прошу разъяснить следующее:
1. Необходим ли со стороны Партнерства как налогоплательщика, осуществляющего целевую благотворительную помощь в денежной форме, контроль за целевым использованием Благополучателем пожертвованных Партнерством денежных средств?
2. Если такой контроль необходим, как следует осуществить его в конкретной ситуации:
Партнерство передало денежные средства в качестве пожертвования Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Благополучатель) для организации летнего оздоровительного - туристического отдыха (приобретение путевок, проезд к месту отдыха и обратно, питание во время пути следования).
На оказание вышеуказанных услуг Благополучатель заключил договоры с туристической фирмой (далее - Организация).
Благополучатель предоставил Партнерству письменный отчет с указанием сумм и целей использования полученных им средств с приложениями:
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств от Благополучателя Организации на оплату летнего отдыха;
- копии договоров, заключенных Благополучателем с Организацией на реализацию туристского продукта, на оказание услуг по организации перевозок группы учащихся, на оказание услуг по организации питания во время проезда к месту отдыха;
- копии актов выполненных работ, подписанные Благополучателем и Организацией.
Являются ли вышеуказанные документы достаточными для подтверждения использования Благополучателем целевого пожертвования по назначению?
3. Существует ли для Партнерства риск предъявления к нему претензий со стороны налоговых органов в случае отсутствия у него документов, подтверждающих целевое использование Благополучателем полученной суммы пожертвования, учитывая, что Партнерство осуществляло пожертвование как из сумм, полученных им от его членов в виде имущественных взносов, так и из дохода, полученного им в результате осуществления предпринимательской деятельности в рамках устава Партнерства?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу правомерности в целях налогообложения прибыли организации осуществления со стороны благотворителя контроля за целевым использованием средств, направленных в качестве благотворительных пожертвований благополучателю, и сообщается следующее.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К указанным доходам, в частности, относятся целевые поступления, перечень которых поименован в пункте 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Пунктом 14 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что при использовании не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, у налогоплательщиков возникают внереализационные доходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Следовательно, условием применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ является соблюдение целевого назначения и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления.
Налогоплательщики, получившие указанное выше имущество, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Вопрос, связанный с необходимостью осуществления контроля за целевым использованием благотворительной помощи, пожертвований со стороны благотворителя, не относится к компетенции Департамента.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ закреплен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. В частности, в него входят целевые поступления. Их получатели обязаны раздельно учитывать доходы (расходы), полученные (произведенные) в рамках указанных поступлений.
Если имущество, работы, услуги, полученные в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления и финансирование (кроме бюджетных средств) использованы не по назначению, то возникают внереализационные доходы.
Следовательно, целевые поступления не учитываются при налогообложении прибыли, если соблюдается целевое назначение и условия их предоставления, установленные источником данных средств.
Организации, получившие указанное выше имущество, целевые поступления или финансирование, представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании поступлений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 ноября 2011 г. N 03-03-06/4/134
Текст письма официально опубликован не был