Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 марта 2014 г. по делу N 33-1202/2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т. В.,

судей Баркаловой Т. И., Богданова А. П.,

при секретаре Гончаровой Е. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кручинина А.П. к администрации города Белгорода, Управлению молодежной политики Белгородской области о признании приказа об исключении семьи из списка семей претендентов на получение социальных выплат и распоряжения об исключении семьи из списка программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 гг." незаконными, обязании восстановить в списке семей претендентов на получение социальных выплат, обязании восстановить семью в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 годы"

по апелляционной жалобе администрации города Белгорода, Управления молодежной политики Белгородской области

на решение Свердловского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 12 декабря 2013 года

Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителей администрации города Белгорода Винниковой О. Н., Самарина П. В., поддержавших приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения представителя Кручинин А.П.- Тетерятник Ж. Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Семья Кручинина А. П. с 12. 09. 2008 г. являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и на момент окончания программы в 2010 году социальную выплату не получила. В августе 2011 года после прохождения перерегистрации вышеуказанная семья включена в список молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы составом семьи 5 человек: П.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Семья Кручининых не была обеспечена жилым помещением и субсидиями на приобретение жилья.

Приказом Управления молодежной политики по Белгородской области от 03 июня 2013 года N150 и Распоряжением Управления молодежной политики Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации г.Белгорода от 09.08.2013 года N 60-и Кручинин А.П. с семьей составом из 5-ти человек исключен из списка участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 годы" в связи с превышением Кручининым А.П. 35-ти летнего возраста.

Дело инициировано иском Кручинина А.П., который просил признать приказ Управления молодежной политики по Белгородской области от 03.06.2013 года N150 в части исключения семьи Кручининых из списка семей претендентов на получение социальных выплат в 2013 году и

Распоряжение N60-и от 09.08.2013 года Управления молодежной политики Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации г.Белгорода в части исключения семьи Кручининых из списка программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 г.г." незаконными. Обязать Управление молодежной политики по Белгородской области восстановить семью Кручининых в списке семей претендентов на получение социальных выплат в 2013 году с 03 июня 2013 года. Обязать администрацию города Белгорода восстановить семью Кручининых в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 г.г.".

Представитель истца поддержала заявленные требования.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Решением суда исковые требования признаны обоснованными в части.

В апелляционной жалобе администрации г.Белгорода и Управления молодежной политики Белгородской области ставится вопрос об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения семьи истца из списка, поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи в список участников нуждающейся в улучшении жилищных условий она отвечала предъявляемым требованиям. Суд также исходил из того, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы не предусмотрена Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат. При этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста супругами не является.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу п. "к" ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. ( ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17. 12. 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2011-2015 годы", в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Приложением N3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы. Так, подпункт "а" пункта 6 названных Правил предусматривает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.

В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

В силу п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидий, предоставляемых бюджету субъектов РФ на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. п. 22,24 Правил)

Из указанных норм права следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом представления субсидии в пределах лимита бюджетных средств.

Согласно пункту 21 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судом не принято во внимание, что Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области N 166-пп от 25. 04. 2011 года, установлен порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы, в том числе порядок включения в список и исключения из списка. В соответствии с п. 29 раздела 111 данного Порядка молодые семьи, в которых возраст одного из супругов превышает 35 лет (включительно), исключаются из Программы. Управление по делам молодежи области принимает решение об исключении молодой семьи из участников Программы и в течение 5 рабочих дней направляет данное решение в адрес соответствующего органа местного самоуправления, который информирует молодые семьи о принятом решении.

В соответствии с федеральным законодательством утверждение списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год ( п. 23 Правил).

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, п. 29 раздела 111 вышеуказанного Порядка, предусматривающий исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, принят в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств. Указанная норма не противоречит федеральному законодательству (п. 6 Правил), не была признана не действующей в установленном законом порядке.

Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.

При таких обстоятельствах является несостоятельным как не основанный на законе довод представителя истца о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям по возрасту для признания ее участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на соответствующие годы.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.

Аналогичная позиция подтверждена Верховным Судом РФ (определения от 21. 11. 2012 г. N 48-АПГ 12-8, от 26. 12. 2012 г. N 89-АПГ 12-4).

На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что исключение семьи истца из списка претендентов на получение социальной выплаты по основанию достижения истцом 36 лет соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления социальной выплаты молодой семье.

Доводы представителя истца о том, что нарушены права молодой семьи на получение социальных выплат на приобретение жилья, несостоятельны. Закрепив право молодой семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплат ( подп. "а" п. 5 и подп. "г" п. 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Первоначальное включение семьи в список молодых семей - участников Программы не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей- претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты основания для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста. В силу прямого указания закона соответствие по возрасту (не превышение 35 лет) должно быть не на момент принятия органом местного самоуправления в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии. Следовательно, согласно действующему законодательству молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме. Иное основано на ошибочном толковании истцом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.

Ссылка представителя истца на то, что семья Кручининых исключена из списка уже после выделения денежных средств на социальные выплаты, бездоказательна, поскольку согласно показаниям специалиста Начкебия К. С. список претендентов был сформирован 24. 07. 2013 г. после распределения денежных средств.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Кручинину А. П. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 12 декабря 2013 года по делу по иску Кручинина А.П. к администрации города Белгорода, Управлению молодежной политики Белгородской области о признании приказа об исключении семьи из списка семей претендентов на получение социальных выплат и распоряжения об исключении семьи из списка программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области н 2011-2015 гг." незаконными, обязании восстановить в списке семей претендентов на получение социальных выплат, обязании восстановить семью в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области на 2011-2015 годы" отменить. По делу принять новое решение об отказе Кручинину А. П. в удовлетворении заявленных требований.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.