Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-1422/2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,

при секретаре Колесниченко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2014 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционной жалобе начальника управления Пенсионного Фонда РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области ФИО4 на решение Брасовского районного суда Брянской области от 31 января 2014 года по исковому заявлению ФИО1 к

Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Брасовском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании статьи 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на снижение пенсионного возраста, поскольку он постоянно проживал и работал на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе "адрес", в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поселке "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в поселке "адрес".

Однако пенсионным органом ему в этом отказано, в связи с чем, он просил признать отказ в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Брасовском муниципальном районе Брянской области досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 11 декабря 2013 года, то есть с даты обращения в пенсионный орган.

Решением суда от 31 января 2014 года иск удовлетворен.

Суд обязал Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе Брянской области назначить трудовую пенсию по старости ФИО1 с учетом уменьшения общего возраста выхода на пенсию на семь лет, то есть с 11 декабря 2013 года.

Суд взыскал с Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Брасовском муниципальном районе "адрес" госпошлину в пользу ФИО1 в размере 200 рублей.

В апелляционной жалобе начальник управления Пенсионного Фонда РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области ФИО4 просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, поскольку истец не обращался с соответствующим заявлением о досрочном назначении пенсии по старости и, соответственно, не получал отказа в этом.

Считает, что право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникло с даты принятия решения судом, то есть с 31 января 2014 года.

В письменных возражениях ФИО1, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил оставить решение суда от 31 января 2014 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на пенсию определяется в зависимости от того, к какой категории относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также от периода проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения.

По делу установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и работал в городе "адрес", территория которого отнесена к зоне отселения.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал и проживал в поселке "адрес", территория которого относилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в деревне "адрес", территория которого относится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, время проживания и работы ФИО1 на территории отселения составило 4 года 2 месяца и 10 дней, а на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составило 12 лет 7 месяцев 10 дней. Соответственно, он имеет две льготы на снижение пенсионного возраста, предусмотренные статьями 34 и 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).

В силу статьи 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 9 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В силу статьи 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Приведенные выше нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.

Удовлетворяя иск в части признания права истца на снижение пенсионного возраста, судом первой инстанции обоснованно учтены периоды его проживания и работы в каждой из зон радиоактивного загрязнения, суммировав их и определив окончательную величину снижения - 7 лет.

Вместе с тем, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда о моменте возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии, то есть с 11 декабря 2013 года, поскольку в силу частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовой пенсии" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

По делу установлено, что 28 ноября 2013 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением об определении права на назначение досрочной трудовой пенсии, на что 10 декабря 2013 года получил разъяснение пенсионного органа.

учитывая, что момент возникновения права на досрочное назначение пенсии 12 декабря 2013 года, но в силу того, что он с соответствующим заявлением о досрочном назначении пенсии по старости с приложением необходимого перечня документов в пенсионный орган он не обращался, дата назначения пенсии истцу с момента признания за ним такого права в судебном порядке, то есть с 31 января 2013 года.

Таким образом, на основании частей 1 и 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда в этой части подлежит изменению.

Других доводов апелляционная жалоба не содержит.

В остальной части решение суда не обжаловалось, нарушений норм процессуального законодательства не имеется, основания для проверки решения суда в полном объеме отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брасовского районного суда Брянской области от 31 января 2014 года изменить в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, указав ее дату - 31 января 2014 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий Т.И. Зубкова

 

Судьи областного суда А.В. Соков

С.А. Алейникова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.