Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу N 33-1395

 

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Иванова А.Ф.,

Фроловой И.М.,

при секретаре Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе А. и в его интересах представителя по доверенности В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2014 года по иску А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Брянской области об изменении формулировки основания увольнения, зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов фактического выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, перерасчете выслуги лет, назначении пенсии с даты увольнения со службы и ее выплаты с учетом пени, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с иском о зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов фактического выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, перерасчете выслуги лет, назначении пенсии с даты увольнения со службы и ее выплаты с учетом пени, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что проходил службу во ФСИН России по Брянской области в офицерской должности с ДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ.

На дату увольнения истец полагал, что выслуга лет в льготном исчислении дает ему право на назначение пенсии. В направленной ему справке от ДД.ММ.ГГГГ исх. N выслуга в календарном исчислении составила - 15 лет 00 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - 19 лет 03 месяца 08 дней.

По мнению истца, в справке не отражены значимые для исчисления льготного стажа периоды, а именно периоды выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия, которые отражают фактическое участие в контртеррористических операциях.

С учетом изложенного просил суд зачесть периоды прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения указанные в архивной справке в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три в выслугу лет, обязать УФСИН России по Брянской области произвести перерасчет выслуги лет истца на дату увольнения, назначить ему выплату

пенсии как сотруднику УИС, имеющему право на получение пенсии по выслуге лет, на дату увольнения, произвести расчет и

выплатить пенсию за весь период, т.е. с даты увольнения по настоящее время; взыскать с УФСИН России по Брянской области компенсацию морального вреда за нарушение его права на пенсионное обеспечение как бывшего сотрудника УИС, имеющего, по его мнению, право на пенсионное обеспечение, в размере 2000000 рублей; взыскать пеню за несвоевременную выплату пенсии за весь период невыплат, в размере ставки рефинансирования, за каждый день просрочки по настоящее время.

В судебном заседании 22 ноября 2013 года истец увеличил исковые требования и просил суд, помимо заявленных ранее исковых требований, также изменить формулировку увольнения в приказе УФСИН России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы области" года, в части, касающейся увольнения "звание" А. "должность" со ст. 58 п. "А" (по собственному желанию)", на ст. 58 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию").

Решением Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2014 года в удовлетворении исковых требований А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Брянской области было отказано.

В апелляционной жалобе А. и в его интересах представитель по доверенности В. просят об отмене решения суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения А., представителя по доверенности в его интересах В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УФСИН России по Брянской области Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил действительную военную службу по призыву в войсковой части N и выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в пригородном районе СО ССР.

Согласно представленной архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Центральным архивом внутренних войск МВД РФ, А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказами командира войсковой части N за 1994-1995 годы "О выплате дополнительных окладов военнослужащим срочной службы, выполняющим служебные задачи в условиях чрезвычайного положения" как водителю комендантской роты были выплачены дополнительные оклады по должности.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в УФСИН России по Брянской области.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом УФСИН России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N А., "должность" уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "А" (по собственному желанию), в соответствии с п. 17 п.п. "Б" постановления СМ-Правительства РФ N 941.

Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении - 15 лет 00 месяцев 08 дней, в льготном исчислении - 19 лет 03 месяца 02 дня, для выплаты выходного пособия - 12 лет 09 месяцев 00 дней.

В силу статьи 2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", с последующими изменениями и дополнениями, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Указом Президента РФ от 02.11.92 г. N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северной Осетии ССР и Ингушской республики" на данной территории было введено чрезвычайное положение на один месяц, которое впоследствии продлялось Указами Президента РФ до 1995 г.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года" на базе Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введенном в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики", был образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года.

Председателю данного комитета было предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач при вооруженных конфликтах относилось выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Северная Осетия-Алания и республика Ингушетия только в октябре-ноябре 1992 г.

Как установлено судом истец проходил срочную службу на территории республики Северная Осетия - Алания в 1994-1995 годы, следовательно он не мог участвовать в контртеррористических операциях в октябре - ноябре 1992 года.

П/п. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

В соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) определены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе правовые основания назначения пенсий за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с военной службы и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Пунктом 5 указанного Постановления предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Северной Осетии в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем такая служба не может быть зачислена на льготных условиях в выслугу лет.

Таким образом, период службы по призыву засчитывается военнослужащим в льготном исчислении, только в случае фактического участия их в контртеррористических операциях, для чего в военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач.

Достоверных доказательств, подтверждающих, что истец участвовал в контртеррористических операциях (приказов начальников (командиров), записей в удостоверение личности, военном билете) последним представлено не было.

Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым по смыслу ч.2 ст.2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории северной Осетии и Чеченской республики в условиях чрезвычайного положения.

Таким образом, федеральным законодательством закреплено общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которое должно применяться дифференцированно, т.е. в зависимости от того проходила военная служба по контракту или по призыву.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оснований для перерасчета выслуги лет в льготном исчислении периода службы истца по призыву не имеется, являются обоснованными.

Согласно ст. 392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В ходе рассмотрения дела по существу, представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.

Установленные ст. 392 ТК РФ сроки обращения в суд, по существу, являются сроками исковой давности. При пропуске срока по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Нормами Положения о Службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23.12.1992 г, действие которого приказом Минюста РФ N 76 от 06.06.2005 г. распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядок разрешения индивидуальных споров между сотрудниками и учреждениями УИС не урегулирован, в связи с чем, в силу ст. 11 ГПК РФ подлежат применению по аналогии нормы Трудового кодекса РФ.

Как установлено в судебном заседании, с расчетом выслуги лет, указанным в приказе, а также в представлении к увольнению из уголовно-исполнительной системы, листе беседы ДД.ММ.ГГГГ с приказом об увольнении истец был ознакомлен под роспись, что им в ходе судебного заседания не оспаривалось.

В приказе об увольнении, листе беседы и представлении к увольнению указано, что выслуга лет А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении - 15 лет 00 мес. 08 дней, в льготном исчислении - 19 лет 03 мес. 02 дня.

С требованиями в части изменении формулировки основания увольнения истец обратился письменно ДД.ММ.ГГГГ, т. е. спустя 2 года после увольнения. Оснований для признания причины пропуска срока уважительной и восстановления срока суд не усмотрел.

Доводы истца о том, что он не был согласен с расчетом выслуги лет и пропустил срок для обращения в суд ввиду незнания закона, по мнению судебной коллегии, являются необоснованными.

Поскольку судебная коллегия отказывает в удовлетворении исковых требований А. о зачете в льготном исчислении в выслугу лет периода срочной службы, указанной в архивной справке, оснований для изменения формулировки основания увольнения, как по существу рассмотрения спора, так и в связи с пропуском срока обращения в суд, не имеется.

С выводами суда об отказе в удовлетворении компенсации морального вреда, судебная коллегия соглашается, поскольку считает их обоснованными и соответствующими законодательству.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным, принятым с правильным применением и толкованием норм материального права. Оснований для отмены не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Председательствующий Т.И.Парамонова

 

Судьи облсуда А.Ф.Иванов

И.М. Фролова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.