Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 29 июля 2014 г. по делу N 33-2682

Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 29 июля 2014 г. по делу N 33-2682

 

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Киселевой Е.А.,

судей областного суда Мариной Ж.В.,

Фроловой И.М.,

при секретаре В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Г. на решение Советского районного суда г.Брянска от 28 марта 2014 года по иску Брянской городской администрации к Д. о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛА:

Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к Д. о сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства, указывая, что Д. самовольно, в нарушение градостроительного законодательства и без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство, ведутся работы по возведению шести объектов капитального строительства на земельном участке по "адрес" с кадастровым номером N Истец просил суд обязать Д. снести шесть самовольно возведенных объектов капитального строительства по "адрес".

Определением от 16 января 2014 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по настоящему делу привлечено МУП "Брянский горводоканал".

Решением Советского районного суда г.Брянска от 28 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований Брянской городской администрации к Д. о сносе самовольной постройки отказано.

В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Г. просит об отмене решения суда, указывая, что ответчиком не было получено разрешение на строительство, спорные объекты возведены с нарушением градостроительных норм и правил, градостроительного регламента.

Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя Брянской городской администрации и управления по строительству и развитию территории г. Брянска, по доверенности, Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности А., полагавшую, что решение суда подлежит отмене, возражения представителя Д. по доверенности Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное строение соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права собственников соседних земельных участков не нарушает.

Суд сослался на то, что Д. были предприняты меры к изменению вида разрешенного использования земельного участка с зоны ПК1 на зону Ж3, путем обращения в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования г. Брянск.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что Брянская городская администрация не является надлежащим истцом по настоящему делу.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции необоснованными и сделанными с нарушением требований закона.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что Д. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе комиссионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. специалистами структурного подразделения Брянской городской администрации -Управления по строительству и развитию территории г. Брянска было установлено, что на земельном участке по "адрес" осуществлялись работы по возведению шести малоэтажных многоквартирных домов без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.

Истец просил суд снести указанные строения в связи с отсутствием у ответчика разрешения на строительство и нарушением градостроительного регламента, поскольку указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов для использования здания керамического цеха с определенной зоной ОД 7: зона рынков и торговых комплексов согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки. Применительно к территориальной зоне по указанному адресу установлены виды разрешенного использования, в число которых жилищное строительство не входит.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N на кадастровом учете состоит земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес" назначением объекта: для использования здания керамического цеха.

Как установлено судом, земельный участок, на котором расположены спорные постройки, находятся в зоне ОД 7 с целевым назначением - зона рынков и торговых комплексов, которая предназначена для размещения зданий, строений и сооружений, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ по оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющих в своем составе торговые места.

С учетом указанного целевого назначения земельного участка, Д. администрацией города Брянска разрешения на строительство шести многоэтажных домов не выдавалось.

В настоящее время ответчиком осуществляется возведение шести трехэтажных жилых домов на земельном участке, не отведенном для этих целей. Материалы дела не содержат сведений о получении ответчиками разрешения на строительство жилых домов.

Доводы представителя ответчика о том, что заявление Д. в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования г. Брянск, начальнику Управления по строительству и развитию территории г. Брянска о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Брянска в части изменения зоны градостроительного зонирования с зоны ПК1 на зону Ж3 оставлено без рассмотрения, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку данные действия или бездействия комиссии в установленном порядке обжалованы не были.

Кроме того, само заявление Д. не является в смысле пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации совершением действий, направленных на получение разрешения на строительство или получение акта ввода объекта в эксплуатацию.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Таким образом, с учетом действующего законодательства, Брянская городская администрация имеет право обратиться в суд с иском о сносе самовольно построенных объектов на земельном участке, если они возведены с нарушением правил целевого использования земли.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Брянской городской администрации, в связи с чем состоявшееся по делу решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Советского районного суда г.Брянска от 28 марта 2014 года отменить и вынести по делу новое решение.

Исковые требования Брянской городской администрации удовлетворить.

Обязать Д. снести шесть самовольно возведенных объектов капитального строительства по "адрес".

 

Председательствующий Е.А.Киселева

 

Судьи облсуда Ж.В.Марина

И.М.Фролова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.