Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Ощепкова Н.Г., Атрошкиной В.Т.
при секретаре Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Томы Е.И. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения Томы Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента имущественных отношений ЯНАО Демина А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Тома Е.И. обратилась в суд с иском к департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) об оспаривании приказов о премировании, об установлении надбавки за особые условия службы, перерасчете денежного содержания.
В обоснование иска указала, что проходит государственную гражданскую службу в должности начальника правового управления департамента. На основании приказа от 24 февраля 2014 года N66-лс ей установлена премия ко Дню 8 марта в размере 5% денежного содержания, тогда как остальным служащим премия назначена в размере 100% содержания. Размер премии к праздничным дням не зависит от фактических результатов работы и личного вклада служащего, однако был определен ответчиком произвольно, носит дискриминационный характер. На основании приказа от 26 марта 2014 года N197-лс ей установлена премия по итогам первого квартала 2014 года в размере 10%, указанный приказ не содержит обоснования снижения размера премии, оснований для такого снижения, по её мнению, не имелось.
Приказом от 26 февраля 2014 года N77-лс ей установлена надбавка за особые условия государственной гражданской службы на 1 квартал 2014 года в размере 150%. Ранее указанная надбавка составляла 190%. Полагала изменение размера надбавки незаконным, поскольку представитель нанимателя не уведомил её за два месяца об изменении существенных условий прохождения службы, изменение размера надбавки не являлось следствием изменения существенных условий прохождения службы, произведено за пределами установленных сроков. Приказом от 26 марта 2014 года N181-лс ей установлен размер надбавки за 2 квартал 2014 года в размере 150%, с чем она также не согласна.
Просила признать указанные приказы незаконными, взыскать с департамента премию ко Дню 8 Марта в размере 95% от установленного денежного содержания, премию за 1 квартал 2014 года в размере, равном месячному денежному содержанию, обязать ответчика произвести перерасчет всех выплат с учетом надбавки за особые условия службы, исходя из 190% денежного содержания, взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании Тома Е.И. на удовлетворении иска настаивала.
Представители департамента Шапошник Е.Н. и Демин А.Н. против иска возражали.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе Тома Е.И. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие порядок назначения премий и установления надбавки за особые условия службы государственным гражданским служащим.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, представитель департамента Шапошник Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, поддержанные в суде апелляционной инстанции сторонами, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Тома Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность государственной гражданской службы автономного округа начальника правового управления департамента имущественных отношений.
На основании приказа директора департамента от 24 февраля 2014 года N66-лс произведено премирование государственных гражданских служащих в связи с празднованием Дня защитника Отечества и Международного женского дня. Из утвержденного данным приказом списка следует, что из 82 служащих департамента, 8 сотрудникам назначена премия в размере 5% денежного содержания, остальным сотрудникам - в размере 100%.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании премии ко Дню 8 марта в размере 95%, суд исходил из того, что указанная премия не имеет гарантированный характер, её размер определяется представителем нанимателя.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в данной части по следующим основаниям.
Во исполнение Закона ЯНАО от 6 декабря 2005 года N 77-ЗАО "О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа", постановлением Губернатора ЯНАО от 21 июня 2010 года N122-ПГ утверждено Типовое положение о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Типовое положение).
В соответствии с пунктом 8.5 Типового положенияразмер премий к праздничным дням, установленным законодательством Российской Федерации, а также к праздничным и иным мероприятиям автономного округа, определяется представителем нанимателя в отношении каждого государственного служащего в пределах бюджетной сметы исполнительного органа государственной власти автономного округа.
Анализ норм указанного Типового положения позволяет сделать определенный вывод о том, что перечень критериев, показателей в работе для выплаты премий к праздничным дням нормативным актом автономного округа не установлен, их размер не зависит от результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
Отсутствие в нормативном правовом акте автономного округа критериев, позволяющих дифференцировать размер премии к праздничным дням, означает, что такой размер должен быть равным для всех государственных служащих.
В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Поскольку размер премии ко Дню 8 марта был уменьшен истце представителем нанимателя со 100 до 5 % в отсутствие установленных критериев дифференциации таких размеров, безмотивно, не связан с деловыми качествами Тома Е.И., то судебная коллегия считает, что в отношении истицы имеет место быть дискриминация, соответственно, иск в данной части подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что выплата премии к праздничным датам носит дискреционный характер и зависит от усмотрения руководителя не основан на нормах действующего законодательства, поскольку создает предпосылки для произвольного усмотрения представителя нанимателя при определении размера премии, не основанного на каких-либо критериях, не обеспечивает реализацию принципа равенства прав и возможностей работников, закрепленного статьей 2 Трудового кодекса РФ.
Рассматривая требование о взыскании премии за 1 квартал 2014 года в размере, равном месячному денежному содержанию, суд правильно исходил из того, что в соответствии п.п.2 п.2 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, утвержденных постановлением Губернатора ЯНАО от 25 октября 2007 года N157-ПГ, названная премия относится к иным дополнительным выплатам.
В соответствии с разделом IVПоложения об отдельных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и о порядке формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора ЯНАО от 24 декабря 2012 года N 185-ПГ, гражданским служащим выплачиваются премии по итогам работы в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на орган государственной власти автономного округа, иной государственный орган автономного округа (далее - государственный орган) задач и функций. Премирование гражданских служащих осуществляется по результатам работы за квартал и за год. Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего осуществляется в соответствии с критериями, определяемыми порядком установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения гражданским служащим, утверждаемым представителем нанимателя. Премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал производится на основании правового акта представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью. Гражданским служащим, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания, а также уволенным за дисциплинарные проступки или в связи с утратой доверия, премии по итогам квартала не выплачиваются.
Департаментом имущественных отношений ЯНАО 29 апреля 2011 года утверждено Положение о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения, в соответствии с п.6.7. которого решение о назначении премии по итогам работы за квартал (год) осуществляется на основании отчета государственного служащего с учетом положений пункта 6.3., в котором содержатся критерии оценки результатов профессиональной служебной деятельности.
Судом при рассмотрении спора в данной части учтено, что определяя премию за 1 квартал 2014 года на основании приказа от 26 марта 2014 года N197-лс в размере 10%, представитель нанимателя принял во внимание критерии оценки результатов профессиональной служебной деятельности истицы, объем выполненной работы за указанной период, в том числе на основании сведений, предоставленных в отчете о проделанной работе за 1 квартал.
Проанализировав отчет о проделанной работе истицы, представитель нанимателя учел, что Тома Е.И. приступила к работе после восстановления с 5 февраля 2014 года, досрочно плановые и внеплановые задания ею не выполнялись, в отчете продублированы результаты работы других специалистов департамента.
Довод в апелляционной жалобе о том, что имело место депремирование нельзя признать состоятельным, поскольку нормативным актом автономного округа определен лишь верхний предел назначаемой по итогам работы за квартал премии, тогда как нижний предел не установлен, соответственно, представитель нанимателя вправе, с учетом оценки результатов профессиональной служебной деятельности, определять размер премии в названных рамках.
В соответствии со статьёй 5 Закона ЯНАО от 6 декабря 2005 года N 77-ЗАО "О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается представителем нанимателя в размере, установленном пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в размере до 200%). Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Порядок установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы автономного округа определен разделом II Типового положения и разделом II Положения о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения, утвержденного департаментом имущественных отношений ЯНАО от 29 апреля 2011 года N182-лс.
В соответствии с п.2.2. Типового положения размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы автономного округа устанавливается представителем нанимателя на определенный период времени (квартал) на основании предложений, поступивших от руководителей основных структурных подразделений соответствующего исполнительного органа государственной власти автономного округа, в пределах средств фонда оплаты труда.
По решению представителя нанимателя государственному служащему может быть изменен ранее установленный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы автономного округа.
Основанием для изменения размера государственному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы автономного округа являются изменения условий прохождения государственной службы автономного округа, определяемых с учетом конкретных обстоятельств, установленных пунктом 2.4 настоящего Положения.
Представитель нанимателя издает приказ, в котором устанавливается новый размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы автономного округа, на основании которого вносятся соответствующие изменения в служебный контракт государственного служащего.
Из указанных положений нормативного правового акта автономного округа следует, что надбавка устанавливается государственному гражданскому служащему на определенный период, который составляет квартал. Размер надбавки может меняться 1 раз в квартал в сторону увеличения или уменьшения при изменении условий прохождения государственной службы автономного округа, определяемых с учетом конкретных обстоятельств.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что о предстоящем изменении размера надбавки представитель нанимателя обязан уведомить государственного служащего не менее чем за два месяца не основан на нормах права, регулирующих данные отношения.
Судом установлено, что Тома Е.И. после восстановления на службе на основании решения суда приступила к исполнению служебных обязанностей 5 февраля 2014 года. В соответствии с приказом от 26 февраля 2014 года ей установлена надбавка за указанный период в размере 150%. Приказом от 26 марта 2014 года N181-лс истице установлен аналогичный размер надбавки за 2 квартал 2014 года.
Из материалов дела следует, что при определении размера надбавки за 1 и 2 квартал 2014 года представителем нанимателя учитывались критерии оценки условий осуществления профессиональной служебной деятельности, указанные в пункте 2.4. Типового положения и п.2.4. Положения департамента, а именно, что в указанный период не предусматривался специальный режим работы по должности, замещаемой истицей, в том числе командировки, а также выполнение работ высокой напряженности и интенсивности.
В связи с изложенным, оснований для отмены судебного постановления в данной части не имеется.
Учитывая, что истица подверглась дискриминации при назначении ей премии ко Дню 8 Марта, то подлежит рассмотрению вопрос о денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 4 статьи 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Статья 237 ТК РФ определяет, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При решении судом вопроса о компенсации работнику морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения трудовых прав.
Учитывая обстоятельства дела, критерии разумности и справедливости, судебная коллегия находит возможным удовлетворить иск в данной части с определением денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 17 апреля 2014 года отменить в части и принять новое, которым взыскать с департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Томы Е.И. недовыплаченную премию к Международному женскому дню в размере 95% от установленного месячного денежного содержания, а также денежную компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.