Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 04 августа 2014 г. по делу N 33-2226/2014 (ключевые темы: твердое топливо - коммунальные услуги - розничная цена - отдельные категории граждан - меры социальной поддержки)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 04 августа 2014 г. по делу N 33-2226/2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Алиевой Э.З.,

судей - Загирова Н.В. и Османова Т.С.,

при секретаре - ФИО,

рассмотрела апелляционную жалобу начальника Управления социальной защиты населения в МО "Ботлихский район" Магомедова Г.Ш. на решение Ботлихского районного суда РД от 21 апреля 2014 года, которым постановлено: "Иск Гаджиева А. М. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения МО "Ботлихский район" в пользу Гаджиева А. М ... для возмещения расходов на приобретение твердого топлива "." руб., "." и "." руб. "." для возмещения расходов на уплату госпошлины

В удовлетворении иска в остальной части отказать".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы представителя УСЗН в МО "Ботлихский район" Магомедова Г.Ш., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, доводы Гаджиева А.М., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаджиев А.М., обратился в суд с иском к УСЗН МО "Ботлихский район" о взыскании "." рублей, для компенсации расходов на приобретение твердого топлива (угля) в отопительный сезон 2012-2013 гг.

В обоснование требования Гаджиев А.М., указывает, что он работает учителем в общеобразовательной школе "адрес" и имеет льготы по коммунальным услугам. В отопительный сезон 2012-2013 г.г он у ИП Гасанова Н.Г., приобрел твердое топливо (уголь) на сумму "." но ответчик незаконно отказал в возмещении этих расходов, ссылаясь на то, что в Республике Дагестан на отопительный сезон 2012-2013гг только двум топливоснабжающим организациям были установлены розничные цены, а для ИП Гасанова Н.Г., где он приобрел твердое топливо, розничные цены установлены не были.

Отказ в возмещении расходов на приобретение твердого топлива противоречит Закону РФ "Об образовании", Закону Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года N30), "Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, а также Постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года N 1-П, которым абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года 1 N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 1 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 в частях предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учётом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твёрдого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

Судом постановлено указанное выше решение.

На данное решение начальником УСЗН в МО "Ботлихский район" Магомедовым Г.Ш. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным. В обоснование доводов указал, что выражает несогласие с ним по следующим основаниям. Копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения.

При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы за приобретенное твердое топливо исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.

Компенсация расходов за приобретенное твердое топливо (уголь, дрова) педагогическим работникам образовательных учреждений осуществлялась по ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан. При этом указанные цены были утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан".

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года N 1-П абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 Порядка, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы, признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

Так, согласно постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан твердое топливо в достаточном количестве в Республику Дагестан не завезено и эффективно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), которые занимаются завозом топлива, его доставкой в сельскую местность и реализующих указанное топливо по розничным ценам, нет.

С учетом изложенного, в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года (которым абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 и пункт 15 Порядка были признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан) 5 октября 2012 года был принят Закон Республики Дагестан за N 56 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"", согласно которому из части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2012 года N 64 исключены слова "по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан,".

Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление N 411 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан", в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года N 29 "О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению" и от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан" были признаны утратившими силу.

Кроме того, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ РД) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке розничные цены на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.

Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.

Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов на приобретение твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен, установленных РСТ РД

. при этом розничные цены на твердое топливо РСТ РД были установлены лишь для организаций ООО "Дружба" и ООО "Буйнакское топливно-сбытовой предприятие", в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимаются еще и другие организации. Педагогические работники для получения компенсаций представляют в УСЗН платежные документы не только ООО "Дружба", но и других организаций. Однако осуществить компенсацию расходов не представляется возможным в связи с отсутствием установленных для них розничных цен.

В возражениях на апелляционную жалобу Гаджиев А.М. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 N 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.

Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.

При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.

Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 N 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.

Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.

При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Согласно п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" документ должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

В соответствии с п. 10 указанного Положения бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

По смыслу указанных норм бланк документа должен содержать указанные реквизиты, заполнен четко и разборчиво без исправлений.

Между тем, представленная истцом копия квитанции об оплате топлива и услуг по его доставке не соответствует указанным реквизитам, полностью не заполнена, имеет исправления.

Так, в ней не указана должность лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, вид услуг, отсутствует подпись главного бухгалтера и водителя, осуществляющего доставку твердого топлива.

Кроме того, нет подписи самого индивидуального предпринимателя Гасанова Н., а также отсутствует подпись самого Гаджиева А.М., приобретшего твердое топливо.

Поскольку в соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, судебная коллегия считает, что допустимых доказательств, а именно документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива не представлено.

В связи с чем, вывод суда об обоснованности требований Гаджиева А.М. о взыскании с УСЗН МО "Ботлихский район" "." рублей, для компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон за 2012-2013 года, судебных расходов, нельзя признать обоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении требований Гаджиева А.М. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении Гаджиева А.М. в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 21 апреля 2014 года отменить. По делу принять новое решение, которым в удовлетворении требований Гаджиева А.М. о взыскании с УСЗН МО "Ботлихский район" "." рублей, для компенсации расходов на приобретение твердого топлива в отопительный сезон за 2012-2013 года отказать.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.