• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июля 2014 г. по делу N 7-293/2014

 

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 30 июля 2014 года жалобу Ожгихиной Л. А. на решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2014 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Ожгихиной Л. А.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ Ожгихина Л.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Ожгихина Л.А. обратилась с жалобой в районный суд, просила постановление должностного лица отменить.

Решением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2014 года, постановление государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов по пожарному надзору от 9 апреля 2014 года о привлечении Ожгихиной Л. А. к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ оставлено без изменения.

В Верховный Суд Удмуртской Республики Ожгихиной Л.А. подана жалоба, в которой она просит состоявшиеся по делу постановление и решение отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что не может быть привлечена к административной ответственности за вмененные нарушения, поскольку ей не было пройдено обучение мерам пожарной безопасности, что является в силу положений ст. 25 ФЗ "О пожарной безопасности" обязательным. Указывает на невозможность соблюдения правил пожарной безопасности ввиду отсутствия финансирования учреждения ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики". Приводит доводы о том, что является ответственной за противопожарную безопасность не продолжительный срок, что исключает привлечение к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Ижевского гарнизона с участием специалистов отдела надзорной деятельности г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов ГУ МЧС России по УР 19 февраля 2014 года проведена проверка исполнения должностными лицами отдела ВК УР по г. Сарапулу, Сарапульскому и Каракулинскому районам, расположенного в гор. Сарапуле Удмуртской Республики, ул. Советская, дом 8, законодательства, направленного на усиление противопожарной защиты.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов было вынесено постановление о привлечении Ожгихиной Л.А. к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Ожгихина Л.А. привлекается к административной ответственности за то, что 19 февраля 2014 года в здании отдела ВК УР по г. Сарапулу, Сарапульскому и Каракулинскому районам, расположенного по адресу: УР, "адрес", Ожгихина Л.A., являясь ответственным лицом за противопожарную безопасность в комнатах N1,9, хранилищах NN 2,3,4, в здании отдела и хранилищ нарушила требования Федерального закона РФ N 123-ФЗ от 22.07.08 г. ст. 6, ст. 151, ст. 89, ст. 54 п. 2, ст. 91, Правила противопожарного режима п. 6, п. 20, п. 23, п. 36, СНиП 2.01.02-85* п. 1.8, СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 8.11, п. 6.13, п. 6.16, п. 6.17, п. 6.18*. п. 6.25*. п. 6.28*, СП 5.13130.2009 п. 4.2.5., Приложение А п. А.4., таблица А.3 п. 38, раздел 7 табл. 2 п. 16. НПБ 110-03 п. 4., НПБ 104-03 п.5.1., табл.2, п. 15., а именно:

- в складских, административных, общественных помещениях здания руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (Правила противопожарного режима п. 6);

- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом ( Федеральный закон РФ N 123-ФЭ от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 2.01.02-85* п. 1.8);

- каркасы подвесных потолков в коридоре 1 этажа на путях эвакуации выполнены из горючих материалов (Федеральный закон РФ N 123-ФЭ от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 6.25*);

- на дверях складских помещений (архив, помещение кладовой) не нанесены обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Правила противопожарного режима в РФ п.20);

- помещения различных классов функциональной пожарной опасности (архив) не разделены между собой и коридором ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами ( Федеральный закон РФ N 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 7.4);

- в здании военкомата высотой до карниза более 7 м не предусмотрены ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. (Федеральный закон РФ N 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 8.11),

- все помещения в здании Отдела ВК УР по г. Сарапулу, Сарапульскому и Каракулинскому районам, независимо от площади, не защищены соответствующими установками автоматической пожарной сигнализацией ( Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 ст. 6, Статья 54 п.2, ст. 91, СП 5.13130.2009 Приложение А п. А.4., таблица А.З п.38, НПБ 110-03 п. 4);

- в помещениях здания не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара ( Федеральный закон РФ N 123- ФЭ от 22.07.08г. ст. 6, ст. 54 п.2; СП 3.13130.2009 раздел 7 табл. 2 п. 16, НПБ 104-03 п.5.1., табл.2, п.15);

- отделка стен в общих коридорах на 1, 2 этажах здания (III СО) выполнена из материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (масляная краска, дерево), для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) ( Федеральный закон РФ N 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 6.25*);

- в коридоре 1 этажа рядом кабинетом N 8 устроено устройство, препятствующее свободной эвакуации людей (проходит труба) ( Правила противопожарного режима п. 36);

- двери на путях эвакуации из здания во двор открываются наружу не по направлению выхода из здания ( Правила противопожарного режима п. 36 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.14г. N 113), СНиП 21-01-97* п. 6.17;

- двери на путях эвакуации со 2 этажа на лестницу открываются не по направлению выхода из здания (Правила противопожарного режима п. 36 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.14г. N 113), СНиП 21-01-97* п. 6.17;

- на втором этаже здания на путях эвакуации из агитпункта устроен порог. В месте перепада высот в полу менее 45 см не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6 (Правила противопожарного режима в РФ п. 36, СНиП 21-01-97*, п. 6.28*;

- двери на путях эвакуации из агитпункта открываются не по направлению выхода из здания ( Правила противопожарного режима п. 36 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.14г. N 113), СНиП 21-01-97* п. 6.17);

- двери в коридоре 1 этажа на путях эвакуации шириной менее 0,8м. (0,52 м). (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 ст. 6, статья 89 СНиП 21-01-97* п. 6.16, СП 1.13130.2009 п.4.2.5);

- в коридоре 1 этажа на путях эвакуации рядом классом моб. подготовки устроен порог. В месте перепада высот в полу менее 45 см не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6 ( Правила противопожарного режима в РФ п. 36, СНиП 21-01-97*, п. 6.28*;

- двери из коридора 1 этажа в коридор рядом с помещением дежурного имеют ширину менее 0,8м. (0,76 м), высоту менее 1, 9м (1,8м) ( Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЭ ст. 6, статья 89, СНиП 21-01-97* п. 6.16, СП 1.13130.2009 п.4.2.5);

- двери, отделяющие лестничную клетку от коридора на 1 этаже здания, не имеют приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах ( Федеральный закон РФ N 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

- двери на путях эвакуации из здания на "адрес" открываются наружу не по направлению выхода из здания ( Правила противопожарного режима п. 36 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.14г. N 113), СНиП 21-01-97* п. 6.17);

- на 2 этаже здания военкомата снята дверь лестничной клетки ( Правила противопожарного режима п. 23);

- допускается хранение мебели на лестничной площадке 2 этажа здания военкомата (Правила противопожарного режима п. 23);

- 2 этаж здания военкомата имеет менее двух эвакуационных выходов, при этом лестничная клетка не оборудована дверями 2-го типа ( Федеральный закон РФ N 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 6, ст. 151, СНиП 21-01-97* п. 6.13);

- на путях эвакуации (у двери основного выхода из здания на "адрес") устроен порог. В месте перепада высот в полу менее 45 см не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6 ( Правила противопожарного режима в РФ п. 36, СНиП 21-01-97*, п. 6.28*).

 

Судья районного суда, принимая решение об оставлении постановления должностного лица без изменения, исходила из того, что Ожгихина Л.А. является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ ввиду ее назначения ответственной за пожарную безопасность в организации.

Между тем, нахожу данные выводы судьи не основанными на законе.

Так согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О пожарной безопасности" - ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела, Ожгихина Л.А. работает в должности старшего помощника начальника отдела по финансово-экономической работе отдела военного комиссариата УР по г. Сарапул, Сарапульскому и Каракулинскому районам УР.

Согласно должностной инструкции Ожгихина Л.А. не является должностным лицом в ее трудовые обязанности не входит обеспечение пожарной безопасности в помещении, где она исполняет свою трудовую функцию.

Как следует из материалов проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, все выявленные нарушения связаны с состоянием помещения, занимаемого структурным подразделением юридического лица и не связаны с трудовой деятельностью отдельного работника - Ожгихиной Л.А.

Приказ начальника отдела военного комиссариата УР по г. Сарапул, Сарапульскому и Каракулинскому районам УР N 146 от 29.11.2013 года лишь возлагает на Ожгихину Л.А. ответственность за пожарную безопасность, что фактически уже возложено на работника должностными обязанностями и трудовым договором.

Указанным приказом на Ожгихину Л.А. не возложена обязанность обеспечения пожарной безопасности в здании по адресу: УР "адрес".

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ

"О пожарной безопасности" разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью руководителей организаций.

При указанных обстоятельствах Ожгихина Л.А. не может нести ответственность за выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие вины лица привлекаемого к административной ответственности является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

жалобу Ожгихиной Л.А. удовлетворить, решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2014 года и постановление государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов по пожарному надзору от 9 апреля 2014 года отменить, производство по данному делу прекратить.

 

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.