Апелляционное определение СК по административным делам Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. по делу N 33-10102/2014

Апелляционное определение СК по административным делам Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. по делу N 33-10102/2014

 

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Зинченко И.Н.,

судей: Пашковского Д.И., Ерофеева А.И.,

с участием прокурора Дозорцевой Е.Г.,

при секретаре Назарове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,

материалы гражданского дела по заявлению директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014 года,

по апелляционному представлению прокурора Кировского района г.Красноярска,

на решение Кировского районного суда г.Красноярска от 19 августа 2014 года, которым постановлено:

"Заявление директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014 года удовлетворить частично.

Признать незаконным представление прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014 года N 21-01-2014.

В удовлетворении требования о признании незаконным письменного запроса прокурора Кировского района г.Красноярска от 19.02.2014 года N 21-01-2014 - отказать".

Заслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Директор МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" (далее МАОУ Лицей N 6) Лапков А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными письменного запроса прокуратуры Кировского района г.Красноярска от 19.02.2014г. о предоставлении сведений о медицинских учреждениях, осуществляющих медицинское обслуживание педагогических работников учреждения, с предоставлением копии договора об оказании услуг, сведений о вакцинации работников согласно таблице, а также представления прокурора от 17.03.2014г. N 21-01-2014 об устранении нарушений законодательства об образовании, охране здоровья несовершеннолетних.

Требования заявителя мотивированы тем, что вышеуказанные действия прокуратуры Кировского района г.Красноярска нарушают права и свободы образовательного учреждения, поскольку незаконно возлагают обязанность по организации иммунопрофилактики работников лицея посредством организации вакцинации против гриппа.

Кроме того, проверка лицея проведена с нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку информации о фактах нарушения в лицее законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования до начала проверки не имелось. Кроме того, содержание запроса и представления не соответствует ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в связи с тем, что вакцинация (проведение профилактических прививок), включая вакцинацию против гриппа, не относится к компетенции образовательного учреждения и органов местного самоуправления в сфере образования, вакцинация (проведение профилактических прививок) является первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощью.

Просил признать запрос и представление прокурора незаконными.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С данным решением не согласился прокурор Кировского района г.Красноярска, обжаловав его. В апелляционном представлении просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Дозорцеву Е.Г., обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (абз. 3 ч. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ").

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22).

Пунктом 1 ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в рамках проводимой проверки исполнения законодательства, гарантирующего детям условия безопасности для их жизни и здоровья, соблюдения прав педагогических работников 19.02.2014г. в адрес директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" направлен запрос о предоставлении в срок до 10.03.2014г. информации о том, какими медицинскими учреждениями осуществляется медицинское обслуживание педагогических работников образовательного учреждения, представлении копии договора об оказании услуг, а также необходимо было отразить информацию о вакцинации педагогических работников, согласно содержащейся в запросе таблице (л.д. 7).

Ответом от 06.03.2014г. директор МАОУ Лицей N 6 сообщил, что предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным, поскольку Лицей не осуществляет медицинскую деятельность и не обладает информацией о вакцинации педагогических работников против гриппа (л.д. 8).

По итогам проверки прокурором Кировского района г.Красноярска в порядке ст. 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес заявителя вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, охране здоровья несовершеннолетних. В указанном представлении прокурор требовал рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению нарушений требований закона и недопущению их вновь; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц; о принятых мерах сообщить в прокуратуру в 30 дневный срок (л.д. 34-35).

Частично удовлетворяя заявленные МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" требования и признавая представление незаконным, суд исходил из того, что в силу требований ст. 41 ФЗ от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", ст. 11 ФЗ от 17.09.1998г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", п. 11.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 18.11.2013г. N 63, обязанность по организации вакцинации педагогических работников против гриппа возлагается на руководителей соответствующих медицинских организаций, а не на образовательные учреждения, как указал в своем представлении прокурор, с чем не может согласиться Судебная коллегия.

В силу ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно ст. 5 указанного закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 12 Перечня работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999г. N 825, обязательного проведения профилактических прививок требуют работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).

Согласно ст. 35 указанного закона, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям в Российской Федерации регламентирован Методическими указаниями МУ 3.3.1889-04 "Порядок проведения профилактических прививок", утвержденными Главным санитарным врачом 04.03.2004г., а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008г. N 34 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний".

Из указанного выше законодательства следует, что организация профилактических прививок по эпидемическим показаниям непосредственно на местах осуществляется работодателями, работникам которых должны проводиться такие прививки.

И поскольку МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" относится к образовательным учреждениям, то не осуществление профилактической вакцинации работников этого учреждения, является незаконным бездействием со стороны его руководства, о чем обоснованно указал прокурор в обжалуемом представлении.

Незаконность бездействия руководителя МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" подтверждается также письмом Руководителя ГУ образования администрации г.Красноярска из которого следует, что доводы прокуратуры в этой части признаны обоснованными, виновные наказаны, приняты меры к устранению выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, решение суда в части удовлетворения требований директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" о признании незаконным представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014г., нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит в этой части отмене.

Отменив частично решение суда, Судебная коллегия принимает по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" о признании незаконным представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Красноярска от 19 августа 2014 года в части удовлетворения требований МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" о признании незаконным представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014 года - отменить.

В удовлетворении требований директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение лицей N 6 "Перспектива" о признании незаконным представления прокурора Кировского района г.Красноярска от 17.03.2014 года - отказать.

В оставшейся части это же решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.