Апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 октября 2014 г. по делу N 33-6323/2014

 

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

Председательствующего судьи : И.А. Чемякиной

судей: О.В. Герасимовой, О.Ю. Поздняковой

при секретаре: Е.А. Козаченко

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2014 года гражданское дело по заявлению Солонник Л. И. о признании незаконными действий администрации города Хабаровска в отказе в выдаче градостроительного плана, возложении обязанности выдать градостроительный план,

по апелляционной жалобе представителя заявителя Солонник Л.И. - Таталиной А.В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2014 года.

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителей заявителя Витютневой Е.Д., Таталиной А.В., представителя администрации города Хабаровска Лазорко Ю.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солонник Л.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 24.12.2013 года она, как собственник земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес" общей площадью 731,5 кв.м., обратилась в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ письмом N в выдаче градостроительного плана отказано, ДД.ММ.ГГГГ повторно подано заявление о выдаче градостроительного плана, но ДД.ММ.ГГГГ письмом N Департамент архитектуры строительства и землепользования администрации города Хабаровска отказал в выдаче градостроительного плана, ссылаясь на наличие разночтений в представленных документах (согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок предназначен под здание смешанного использования с жилыми помещениями и помещениями делового, обслуживающего и коммерческого назначения с крытой автостоянкой, а согласно представленному свидетельству о государственной регистрации на нем расположен жилой дом).

Кроме того, орган местного самоуправления сослался на судебное разбирательство о сносе самовольной постройки, на нарушения законодательства о государственной регистрации права на жилой дом, на уголовное дело относительно законности постановки жилого дома на государственный кадастровый учет. Эти действия администрации города Хабаровска являются незаконными, нарушают права и законные интересы правообладателя.

Просит признать действия администрации города Хабаровска в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконными; обязать администрацию города Хабаровска выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявленных Солонник Л.И. требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель заявителя Солонник Л.И. - Таталина А.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.

Нормы действующего законодательства не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.

При вынесении решения суд руководствовался нормами Административного регламента, без учета федерального законодательства - положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормы которого не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.

Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Солонник Л.И., надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения дела, в порядке частей 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, решение подлежащим отмене по следующим основаниям

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Солонник Л. И. является собственником земельного участка из категории земель: здание смешанного использования с жилыми помещениями и помещениями делового, обслуживающего и коммерческого назначения с крытой автостоянкой, общей площадью 731,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".

На заявление представителя Солонник Л.И. - Витютневой Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, адресованные в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска о выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в представленных документах выявлены противоречия (несоответствия) - в кадастровом паспорте земельного участка и свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок указано "под здание смешанного использования с жилыми помещениями и помещениями делового, обслуживающего и коммерческого назначения с крытой автостоянкой", в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, техническом плане здания указано назначение как "жилой дом", что в силу положений административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.

Не согласившись с полученными ответами, заявитель обратилась в суд.

Принимая решение по существу заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1, пунктами 1 и 6 части 3 статьи 44, частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, пунктом 1 части статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктами 2.6, 2.6.1, 2.6.3, 2.8 Постановления Администрации города Хабаровска от 01.04.2011 N 893 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", пришел к выводу о том, что, поскольку отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка обоснован не предоставлением документов, а наличием в них несоответствий, что является основанием для отказа в выдаче запрашиваемого документа, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Приведенные выше суждения суда первой инстанции, судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений статей 254 и 255, части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действий, решений государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, в результате которого нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Частью 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков (далее по тексту - ГПЗУ), подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Кодексом не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а так же основания для отказа в его выдаче.

Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с п.2 ст. 2 Закона N 210 - ФЗ от 27.07.2010 года "Об организации предоставления государственных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в переделах полномочий этого органа, к правоотношениям, по поводу которых возник спор, подлежат применению положения указанного Закона.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 6 Закона: органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнить иные обязанности в соответствии с требованиями данного Закона, административных регламентов и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Из содержания ст. 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.

В соответствии с Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.04.2011 года N 839 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" в разделе 2.6 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной услуги : заявление о выдаче, копия технического паспорта объекта капитального строительства, расположенного в границах участка, правоустанавливающие документы на земельный участок, если права не зарегистрированы в ЕГРП, документы, подтверждающие полномочия представителя.

Перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана регламентирован пунктом 2.8. Постановления и является исчерпывающим. К числу таких оснований относятся:

- земельный участок, предназначенный для строительства (за исключением строительства линейных объектов), находится в границах красных линий;

- в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет либо границы земельного участка не установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.6 настоящего регламента предоставляются заявителем самостоятельно;

- выявление разночтений (внутренних несоответствий) в представленных документах.

В обоснование отказа администрацией приведен довод о том, что в документах выявлены противоречия : кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок : "под здание смешанного использования с жилыми помещениями и помещениями делового обслуживающего и коммерческого назначения с крытой автостоянкой", свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, план задания с указанием назначения здания - жилой дом.

Судебная коллегия с данными доводами администрации, как основанием к отказу в предоставлении муниципальной услуги, согласиться не может.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые необходимы для идентификации обратившегося лица.

Предоставленные заявителем документы не содержат разночтений для идентификации обратившегося лица.

Иные сведения, содержащиеся в предоставленных заявителем документах, которые по мнению администрации являются противоречивыми, не могут служить основанием для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права за Солонник Л.И. зарегистрировано право на земельный участок, категория земли: здание смешанного использования с жилыми помещениями и помещениями делового, обслуживающего и коммерческого назначения с крытой автостоянкой, общая площадь 731,5 кв метров по адресу : "адрес"

Основанием для регистрации права явился договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ года.

Право собственности Солонник Л.И. на земельный участок, жилой дом на момент обращения с заявлением в Департамент о выдаче ГПЗУ - не оспорено, в связи с чем правовых оснований для отказа в выдаче собственнику земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, градостроительного плана земельного участка, при предоставлении правоустанавливающих документов на свое имя - не имеется.

В связи с приведенными выше доводами, решение суда в части признания обоснованными действий администрации по отказу в выдаче ГПЗУ по основанию наличия противоречий в документах - нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Вместе с тем на администрацию г. Хабаровска не может быть возложена обязанность предоставить ГПЗУ, так как правоустанавливающие документы на объекты недвижимости ( кроме свидетельства о праве собственности на земельный участок за Солонник Л.И. ) в материалы дела не предоставлены, анализ данных документов судом не проводился.

Выдача ГПЗУ является муниципальной услугой, в связи с чем заявление подлежит повторному рассмотрению и принятию по нему решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Солонник Л. И. о признании незаконными действий администрации города Хабаровска в отказе в выдаче градостроительного плана, возложении обязанности выдать градостроительный план - отменить в части отказа в признании действия администрации города Хабаровска незаконными.

В указанной части принять новое решение, которым требования Солонник Л. И. удовлетворить: признать незаконными действия администрации города Хабаровска в отказе выдачи градостроительного плана по основанию "наличия разночтений в правоустанавливающих документах".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

 

Председательствующий: И.А. Чемякина

 

Судьи: О.В. Герасимова

О.Ю. Позднякова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.