Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 октября 2014 г. по делу N 33-6671/14 (ключевые темы: градостроительный план земельного участка - жилой дом - гостевой дом - вода - строительство)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 октября 2014 г. по делу N 33-6671/14

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Безгиновой Л.А.,

судей Муратовой Н.И., Дубинина А.И.,

при секретаре Сухомлиновой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края Бондарь Т.С.,

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2014 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению Мелконова А.Г. к администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и обязании выдать его,

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

УСТАНОВИЛА:

Мелконов А.Г. обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что на основании договора аренды земельного участка

N 96 от 25 июня 2012 года администрация Минераловодского муниципального района предоставила ему в аренду земельный участок, расположенный по адресному ориентиру: г. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. с кадастровым номером ... с разрешенным видом использования - под строительство гостевого дома сроком до 06 июня 2015 года. Согласно кадастровому плану земельного участка от 29 марта 2012 года разрешенным видом использования данного земельного участка является строительство гостевого дома. Намереваясь использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением он обратился в администрацию города Минеральные Воды с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка. В ходе подготовки Градостроительного плана земельного участка, который является одним из документов-оснований для выдачи разрешения на строительство объекта недвижимости, он получил все необходимые согласования на строительства гостевого дома на отведенном для этих целей земельном участке. 5 октября 2012 года между ним и ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гостевого дома. 21 октября 2012 года ОАО "Минераловодская газовая компания" выдало справку-согласие на подключение к действующим городским сетям гостевого дома. 27 ноября 2012 года получено заключение по согласованию строительства гостевого дома от ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды". 7 декабря 2012 года получены технические условия на водоснабжение и водоотведение гостевого дома от филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". 18 декабря 2012 года получено заключение о технической возможности подачи газа к гостевому дому от ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь". 29 января 2013 года получено заключение о технической возможности поставки природного газа к гостевому дому от ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь". Письмом от 3 октября 2013 года N 02а509/1 администрация города Минеральные Воды отказала ему в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что данный вопрос не может быть решен положительно в связи с многочисленными митингами и требований граждан к администрации города Минеральные Воды и администрации Минераловодского муниципального района и т.д. запретить строительство капитальных объектов зеленой зоне микрорайона N 2 города Минеральные Воды. Однако с данным отказом он не согласен и считает его незаконным, поскольку исходя из положений ч. 6 ст. 43, ст. 44, ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы, которые регулируют отношения, возникшие между ним и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3). Такое применение действующего законодательства основано на положениях закона в их системном толковании, приведенном в Определении Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 года N 6-КГ12-11. Оспариваемый отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка не мотивирован ссылкой на действующее законодательство или неисполнение требований действующего законодательства с его стороны, обоснован многочисленными жалобами граждан на целевое использование этого земельного участка. Согласование назначение и использования земельного участка, а так же процедуры согласования целевого использования земельного участка и предварительного размещения объекта разрешаются посредством соблюдения процедуры предоставления земельного участка, порядок которой указан в ст.ст. 31 и 34 ЗК РФ. Законность и обоснованность выделения земельного участка, а также предварительного согласования места размещения объекта, в том числе целевого использования земельного участка для строительства гостевого дома администрацией не оспаривается. Более того, все установленные законом процедуры согласования выделения земельного участка и установление его целевого назначения соблюдены, в том числе проведены публичные слушанья. По результатам проведения данных процедур приняты постановление от 18 октября 2011 года N 1374 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории имеющего местоположение г. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. под строительство гостевого дома" и постановление администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 30 ноября 2011 года N 1778 "О предварительном согласовании Мелконову А.Г. выбора земельного участка имеющего адресный ориентир г. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. под строительство гостевого дома". Эти постановления до настоящего момента не отмены, не оспорены и не признаны незаконными в установленном порядке. Данные обстоятельства указывают на несостоятельность оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, данный отказ нарушает его права как владельца (арендатора) земельного участка, так как отсутствие градостроительного плана земельного участка будет являться основанием для отказа в выдаче ему разрешения на строительство на земельном участке гостевого дома, т.е. невозможность использования данного участка им по целевому назначению, за который он исправно вносит арендную плату.

Истец просил суд признать незаконным отказ администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края в выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 метрах на юго-восток от жилого дома N ... по проспекту ... на проектирование гостевого дома, выраженный в письме от 3 октября 2013 года N 02а/509/1; обязать администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края выдать ему градостроительный план земельного участка по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 метрах на юго-восток от жилого дома N ... по проспекту ... на проектирование гостевого дома.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2014 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края в выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 метрах на юго-восток от жилого дома N ... по проспекту ... на проектирование гостевого дома, выраженный в письме от 3 октября 2013 года N 02а/509/1.

Суд обязал администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края выдать Мелконову А.Г. градостроительный план земельного участка по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 метрах на юго-восток от жилого дома N ... по проспекту ... на проектирование гостевого дома.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края Бондарь Т.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что судом при принятии решения не был принят во внимание пропущенный срок для обращения в суд за обжалованием действий (бездействия) органа местного самоуправления. Кроме того, судом не было учтено, что выдача градостроительного плана земельного участка Мелконову А.Г. нарушила права и законные интересы граждан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка N 96 от 25 июня 2012 года администрация Минераловодского муниципального района предоставила Мелконову А.Г. в аренду земельный участок, расположенный по адресному ориентиру: г. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. с кадастровым номером ... с разрешенным видом использования - под строительство гостевого дома сроком до 06 июня 2015 года.

Согласно кадастровому плану земельного участка от 29 марта 2012 года разрешенным видом использования данного земельного участка является строительство гостевого дома.

5 октября 2012 года между Мелконовым А.Г. и ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гостевого дома.

21 октября 2012 года ОАО "Минераловодская газовая компания" выдало справку-согласие на подключение к действующим городским сетям гостевого дома.

27 ноября 2012 года истцом получено заключение по согласованию строительства гостевого дома от ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды".

7 декабря 2012 года получены технические условия на водоснабжение и водоотведение гостевого дома от Филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".

18 декабря 2012 года получено заключение о технической возможности подачи газа к гостевому дому от ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь".

29 января 2013 года получено заключение о технической возможности поставки природного газа к гостевому дому от ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь".

Письмом от 3 октября 2013 года N 02а509/1 администрация города Минеральные Воды отказала Мелконову А.Г. в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что данный вопрос не может быть решен положительно в связи с многочисленными митингами и требований граждан к администрации города Минеральные Воды и администрации Минераловодского муниципального района и решено запретить строительство капитальных объектов в зеленой зоне микрорайона N 2 города Минеральные Воды.

Считая данное решение администрации, выраженное в форме письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги "выдача градостроительного плана земельного участка" незаконным, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.

При принятии решения об удовлетворении заявленных Мелконовым А.Г. требований о признании указанного отказа в выдаче градостроительного плана незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Судом установлено, что градостроительный план земельного участка необходим Мелконову А.Г. для получения в установленном порядке разрешения на строительство гостевого дома, подготовки проектной документации и для последующего осуществления строительства объектов на земельном участке.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается администрацией, что градостроительный план запрошен истцом применительно к ранее сформированному земельному участку, расположенному на уже застроенной территории с целью строительства на этом земельном участке нового объекта.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной отделом по Минераловодскому району и городу Минеральные Воды ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 29 марта 2012 года, земельный участок, местоположение которого: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... , площадью 417 кв.м., имеет кадастровый номер ... , дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 22 февраля 2012 года.

По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", вступившим в силу 14.07.2011 г.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что отказ в выдаче градостроительного плана нарушает права и законные интересы истца по использованию земельного участка в предоставленных ему целях для осуществления строительства нового объекта, под который он ему предоставлен в аренду.

С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.

Изготовление градостроительного плана земельного участка в 30-дневный срок со дня его обращения является обязанностью органа местного самоуправления. Такое указание в законе является безусловным.

Вопрос о возможности осуществления реконструкции строения либо строительства на участке заявителя решается при выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) на основе, в том числе сопоставления испрашиваемой реконструкции (строительства) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ может являться основанием к отказу в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) объекта капитального строительства.

Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности реконструкции (строительства) для желаемых заявителем целей, обсуждаться не может.

В связи с изложенным, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что сведения о земельном участке достаточны для определения его границ на местности, в связи с чем, применительно к данному земельному участку может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка и законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана у администрации не имелось.

В свою очередь администрацией города Минеральные Воды не представлены доказательства, подтверждающие невозможность подготовки и выдачи градостроительного плана с учетом положений норм Градостроительного кодекса РФ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что препятствием для выдачи градостроительного плана явились жалобы граждан на строительство капитальных объектов в зеленой зоне микрорайона N 2 города Минеральные Воды и возможность нарушения их прав на благоприятную окружающую среду. Полагает, что выдача градостроительного плана земельного участка Мелконову А.Г. нарушила права и законные интересы граждан.

Судебная коллегия не может принять во внимание данные доводы жалобы.

Представитель ответчика не указала, в чем конкретно будут нарушены права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду выдачей градостроительного плана земельного участка и никаких доказательств на этот счет не представлено.

При этом, как следует из материалов дела, 18 октября 2011 года администрацией города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края принято постановление N 1374 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории имеющего местоположение гор. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. под строительство гостевого дома".

Администрацией города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края 30 ноября 2011 года принято постановление

N 1778 "О предварительном согласовании Мелконову А.Г. выбора земельного участка, имеющего адресный ориентир г. Минеральные Воды, 85 м. на юго-восток от жилого дома N ... по пр. ... площадью 417 кв.м. под строительство гостевого дома".

Исходя из действий администрации города Минеральные Воды по выбору истцу земельного участка для строительства, как истцом, так и администрацией соблюдены требования, предъявляемые ст. 31 ЗК РФ, в том числе и по информированию населения о предстоящем предоставлении земельного участка истцу для строительства.

Доказательств тому, что вышеуказанные постановления администрации города Минеральные Воды были оспорены заинтересованными лицами, суду не представлено.

Таким образом, ссылка администрации города Минеральные Воды на запрет строительства капитальных объектов в зеленой зоне микрорайона N 2 города Минеральные Воды, в связи с жалобами граждан, и, как следствие, невозможность предоставления испрашиваемого градостроительного плана на земельный участок, является несостоятельной.

Также, в апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на пропуск истцом срока для обращения в суд за обжалованием действий (бездействия) органа местного самоуправления, установленного ст. 256 ГПК РФ.

Ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с вышеуказанным иском было заявлено представителем администрации города Минеральные Воды и в суде первой инстанции.

Суд при разрешении данного ходатайства пришел к выводу, что при обращении в суд 09.06.2014 г. установленный законом срок истцом не пропущен.

При этом суд исходил из того, что истец получил оспариваемый отказ 10 апреля 2014 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку согласно пояснений истца и свидетеля Созиновой Т.А., которая по договору с Мелконовым А.Г. оказывала ему помощь в подготовке документов для получения разрешения на строительство гостевого дома, данных ими в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, письмо от 3 октября 2013 года N 02а509/1 администрации города Минеральные Воды об отказе Мелконову А.Г. в выдаче градостроительного плана земельного участка истец получил 10 апреля 2014 года.

В свою очередь представителем ответчика ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном направлении Мелконову А.Г. письма от 3 октября 2013 года N 02а509/1.

Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что установленный ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд истцом не пропущен, ввиду чего, данные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что отказ администрации города Минеральные Воды в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, в 85 метрах на юго-восток от жилого дома N ... по проспекту ... , не соответствует требованиям ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса и нарушающим права и законные интересы истца, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.