Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 июля 1974 г. N 6 "О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 июля 1974 г. N 6
"О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора"

С изменениями и дополнениями от:

15 ноября 1984 г.

ГАРАНТ:

Законом РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-I статья 198.2 УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за нарушение правил административного надзора, исключена

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11 утратило силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 16 декабря 1986 г. N 4 "О судебной практике по делам о нарушении правил административного надзора"

Обсудив судебную практику применения законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в деятельности судов по рассмотрению дел данной категории имеются недостатки и допускаются ошибки.

Встречаются случаи, когда суды не проверяют обоснованность установления административного надзора, не всегда выясняют, являются ли действия поднадзорного нарушением правил, предусмотренных Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Рассматривая дела о нарушениях правил надзора, влекущих административную ответственность, отдельные суды не проверяют объяснений поднадзорного, иногда не вызывают его в судебное заседание. В некоторых постановлениях народных судей не содержится указание на место и время нарушения правил надзора.

Не всегда суды реагируют на выявленные при рассмотрении дел факты несвоевременного установления административного надзора и формального его осуществления.

В целях устранения имеющихся недостатков в практике применения законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что правильное применение законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора имеет важное значение в предупреждении преступлений и оказании на состоящих под надзором лиц необходимого воспитательного воздействия.

2. Учитывая, что административный надзор может применяться только по основаниям, предусмотренным Положением, суд обязан при рассмотрении дел о нарушении правил надзора проверять законность и обоснованность его установления и продления.

При невозможности устранения возникших сомнений в законности установления или продления административного надзора дело об административном правонарушении направляется на дополнительную проверку, а уголовное дело - на дополнительное расследование. В случае, если будет установлено, что такой надзор был учрежден или продлен необоснованно, дело об административном правонарушении прекращается производством, а по уголовному делу постановляется оправдательный приговор.

При решении вопроса о виновности лица в злостном нарушении правил административного надзора суду также надлежит исследовать все материалы о предыдущих нарушениях правил надзора, за которые лицо подвергалось мерам административного взыскания. В случае установления необоснованности применения таких мер суд, наряду с принятием решения по существу рассматриваемого дела, должен поставить перед председателем вышестоящего суда вопрос об отмене неправильно вынесенного постановления (в ред. постановления Пленума N 26 от 15 ноября 1984 г.).

3. При решении вопроса о законности установления административного надзора суду необходимо учитывать судимости только за преступления, указанные в Положении, за которые лицо каждый раз осуждалось к лишению свободы, и если ни одна из этих судимостей не была снята или погашена в соответствии со ст. 47 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

4. Проверяя обоснованность установления административного надзора на основании материалов администрации исправительно-трудового учреждения, суд должен выяснить данные, свидетельствующие об упорном нежелании лица встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни в период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Под упорным нежеланием встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни следует понимать, в частности, систематические нарушения требований режима отбывания наказания, за которые лицо подвергалось мерам взыскания, предусмотренным ст. 34 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, если они не сняты или не погашены ко дню освобождения из исправительно-трудового учреждения (в ред. постановления Пленума N 26 от 15 ноября 1984 г.).

5. Применение административного надзора на основании материалов органа внутренних дел в случае систематического нарушения общественного порядка и правил социалистического общежития может быть признано обоснованным лишь при наличии письменного предупреждения о прекращении антиобщественного образа жизни, если оно после предупреждения продолжало вести антиобщественный образ жизни (в ред. постановления Пленума N 26 от 15 ноября 1984 г.).

6. Решая вопрос о виновности лица в нарушении правил административного надзора, суду необходимо исходить из того, что надзор может быть применен в течение трех лет со дня освобождения лица из мест лишения свободы, где оно отбывало наказание за преступление, дающее основание для установления надзора.

7. Исходя из того, что административный надзор в соответствии со ст. 2 Положения устанавливается в отношении совершеннолетних, суду следует иметь в виду, что его применение может быть признано обоснованным и в отношении лица, освобожденного из воспитательно-трудовой колонии в несовершеннолетнем возрасте, если по достижении совершеннолетия оно систематически нарушало общественный порядок и правила социалистического общежития и, несмотря на предупреждение органа внутренних дел, продолжало вести антиобщественный образ жизни.

8. Судам следует иметь в виду, что поднадзорные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности как за нарушение правил, изложенных в ст. 15, так и ограничений, перечисленных в ст. 3 Положения.

При решении вопроса о виновности лица, привлеченного к административной или уголовной ответственности за нарушение правил административного надзора, не могут учитываться такие действия, которые не предусмотрены ст.ст. 3 и 15 Положения, а также нарушения правил и ограничений, которые хотя и предусмотрены этим Положением, но не указаны в постановлении об установлении административного надзора, либо нарушения, за которые меры административного взыскания были применены по истечении двухмесячного срока (в ред. постановления Пленума N 26 от 15 ноября 1984 г.).

9. Под нарушением правил административного надзора следует понимать совершение поднадзорным действий, преследующих цель уклонения от надзора, а под злостным нарушением - нарушение этих правил с той же целью лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за подобные правонарушения, если с момента применения этих мер за второе нарушение не истек один год.

10. Решая вопрос об ответственности за нарушение правил административного надзора, судам необходимо иметь в виду, что она наступает только за такие нарушения, которые допущены после объявления постановления об установлении или продлении административного надзора и в пределах срока, на который он назначен.

При этом срок административного надзора исчисляется с момента санкционирования прокурором соответствующего постановления начальника исправительно-трудового учреждения или начальника органа внутренних дел, а в отношении особо опасных рецидивистов - с момента вынесения постановления начальником исправительно-трудового учреждения (в ред. постановления Пленума N 26 от 15 ноября 1984 г.).

11. Судам следует иметь в виду, что преступление, предусмотренное ст. 198.2 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, считается совершенным в момент нарушения правил надзора после применения мер административного взыскания за второе правонарушение.

Из этого следует исходить при решении вопроса о назначении в соответствии со ст. 36 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик наказания по нескольким приговорам лицу, совершившему злостное нарушение правил административного надзора и имеющему неотбытую часть наказания по предыдущему приговору.

12. Суды должны реагировать на выявленные в судебном заседании недостатки в осуществлении административного надзора, в частности обращать внимание на несвоевременное его установление, на факты формального осуществления контроля и проведения воспитательной работы в отношении поднадзорных со стороны органов внутренних дел, администрации предприятия, учреждений, а также общественных организаций.

Рассматривая уголовные дела других категорий, судам следует при выявлении случаев неустановления административного надзора в отношении лиц, подпадающих под его действие, доводить до сведения вышестоящих органов внутренних дел о невыполнении закона.



Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 июля 1974 г. N 6 "О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора"


Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1977, часть 2. - М., "Известия", 1978


В настоящее постановление внесены изменения постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 15 ноября 1984 г. N 26


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.