Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 7 "О практике применения судами законодательства по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 7
"О практике применения судами законодательства по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов"

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1987 г.


Задача совершенствования управления народным хозяйством, поставленная Коммунистической партией и Советским правительством, требует дальнейшего укрепления государственной, плановой и договорной дисциплины.

Противогосударственная практика приписок и других искажений государственной отчетности о выполнении планов дезинформирует хозяйственные и плановые органы, осложняет рациональное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это создает почву для хищений социалистического имущества, взяточничества, других злоупотреблений.

Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что суды в основном обеспечивают правильное применение законодательства об ответственности за приписки и другие искажения отчетности. Вместе с тем в их деятельности имеются и недостатки.

Устанавливая, что должностные лица, являвшиеся организаторами, подстрекателями либо пособниками указанных преступлений, не понесли наказания, суды не всегда принимают меры для привлечения их к ответственности. Допускаются ошибки в квалификации содеянного. Не во всех необходимых случаях обсуждается вопрос о назначении виновным дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

По некоторым делам не принимаются меры к установлению размера ущерба, причиненного в результате приписок и других искажений отчетности, и к его возмещению за счет виновных.

Не все суды выполняют требования закона о выявлении причин и условий, способствовавших нарушению государственной, плановой и договорной дисциплины, искажениям данных учета и отчетности; при наличии к тому оснований не всегда выносятся частные определения.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что осуществление правосудия по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов призвано способствовать укреплению государственной, плановой и договорной дисциплины, рациональному распределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В связи с этим Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей, автономных округов надлежит усилить надзор за соблюдением судами законодательства об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, своевременным и качественным разрешением каждого дела и привлечением к ответственности всех лиц, виновных в совершении этих преступлений. В тех союзных республиках, где эти дела подсудны народным судам, вышестоящим судам следует принимать наиболее актуальные из них к своему производству для рассмотрения по первой инстанции.

2. Под государственной отчетностью, указанной в ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать такие данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций, объединений, которые включаются в формы статистической и бухгалтерской отчетности о выполнении планов экономического и социального развития, утвержденные ЦСУ СССР либо ЦСУ союзных республик, Министерством финансов СССР совместно с ЦСУ СССР либо министерствами финансов союзных республик совместно с ЦСУ союзных республик, и представляются названными предприятиями, учреждениями и организациями, а также вышестоящими хозяйственными органами в соответствующие инстанции. Не относятся к государственной отчетности документы первичного учета - акты приемки-сдачи работ, наряды на работу и т. п.

3. Ответственность по ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает за любое умышленное искажение в государственной отчетности о выполнении планов экономического и социального развития (включение в отчет и представление данных о работах, которые фактически не производились, о продукции, которая не была изготовлена, реализована или перевезена, заведомо заниженных данных о выполнении плановых заданий, невключение в отчет требуемых данных и т. п.).

Действия должностного лица, заведомо исказившего в корыстных целях или из иных личных побуждений данные в государственной отчетности о деятельности, не связанной с выполнением планов экономического и социального развития, должны квалифицироваться по ст. 175 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если такие действия не содержат признаков иного преступления.

4. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут быть лишь должностные лица, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности о выполнении планов, руководитель и главный (старший) бухгалтер соответствующего предприятия, учреждения, организации, либо лица, которые в установленном законом порядке исполняют их обязанности.

5. Если должностное лицо, на которое возложена обязанность представления государственной отчетности, понудило подчиненного ему по службе работника исказить вносимые в нее данные и подписать направленный в соответствующие органы отчет вместо себя (в качестве исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, хотя эти обязанности на него в установленном законом порядке не возлагались), то его действия надлежит квалифицировать по ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Лицо, фактически подписавшее отчетность, может быть привлечено к ответственности за пособничество по ст.ст. 17 и 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик лишь в том случае, когда оно сознавало незаконный характер отданного распоряжения и не приняло мер к предотвращению преступления.

6. Должностное лицо вышестоящей организации, понудившее лиц, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности, к совершению приписок или другим искажениям отчетности о выполнении планов руководимыми предприятиями, учреждениями, организациями, подлежит ответственности как организатор преступления по ст.ст. 17 и 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

7. Действия лица, выразившиеся в заведомом искажении в документах первичного учета данных о выполнении планов, подлежащих включению в государственную отчетность, совершенные по сговору с должностным лицом, на которое возложена обязанность представления такой отчетности, если последняя направлена в соответствующие органы, должны квалифицироваться по ст. 17 и ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик как соучастие в преступлении в форме пособничества.

Так же квалифицируются действия лица, непосредственно внесшего заведомо искаженные данные о выполнении планов в соответствующие формы государственной отчетности по сговору с должностным лицом, обязанным представлять такую отчетность и направившим ее в соответствующие инстанции.

Председатель и члены государственных приемочных комиссий, принявшие заведомо незаконченные строительством объекты с целью включения их в отчетность о выполнении планов по договоренности с лицом, обязанным представлять государственную отчетность и направившим ее в соответствующую инстанцию, могут быть привлечены к ответственности как пособники преступления по ст. 17 и ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

8. Должностное лицо, которое в корыстных целях или из личных побуждений исказило в документах первичного учета данные о выполненных работах при отсутствии сговора с лицом, на которое возложена обязанность представления государственной отчетности, подлежит ответственности по ст. 175 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если иное не предусмотрено законодательством союзных республик.

Такие же действия, сопряженные с незаконным, безвозмездным обращением государственного и общественного имущества в свою собственность или собственность других лиц, должны квалифицироваться, кроме того, и как хищение государственного и общественного имущества.

9. Представление искаженной государственной отчетности вследствие неизбежного либо недобросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей со стороны лица, на которое возложена обязанность представления такой отчетности, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам, подлежит квалификации по ст. 172 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

10. Приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных данных о выполнении планов, совершенные должностными лицами с целью присвоения денежных средств либо другого государственного или общественного имущества, должны квалифицироваться по совокупности как приписки и хищения путем злоупотребления служебным положением в размере суммы, полученной всеми участниками хищения, а если приписки повлекли также незаконную выдачу премий или иные выплаты работникам, не состоящим в сговоре о хищении, чем причинен существенный материальный ущерб, то и как злоупотребление служебным положением.

ГАРАНТ:

Приписки, совершенные без цели присвоения государственного или общественного имущества, если они повлекли незаконную выплату заработной платы, премий или списание материальных ценностей, чем причинен существенный материальный ущерб, подлежат квалификации по ст.ст. 152.1 и 170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (в ред. постановления Пленума N 15 от 24 декабря 1987 г.).

11. Приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов следует считать оконченным преступлением с момента представления (направление, сообщение по телеграфу, вручение и т. п.) государственной отчетности в соответствующие органы.

12. При назначении виновным мер уголовного наказания судам надлежит по каждому делу о приписках и других искажениях отчетности обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

13. Обратить внимание судов на необходимость обеспечения полного возмещения ущерба, причиненного в результате приписок и иных искажений отчетности. При исчислении размера такого ущерба надлежит учитывать суммы, необоснованно начисленные и выплаченные в виде зарплаты, премий, стоимость незаконно списанного сырья, материалов, горючего, суммы штрафа, взысканные за приписки объема работ.

На лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, обязанность возмещения причиненного по их вине ущерба может быть возложена в порядке и размере, установленных Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.).

14. Судам надлежит принимать меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению приписок и других искажений отчетности о выполнении планов, и при наличии оснований вносить частные определения (постановления) по фактам бесхозяйственности, отсутствия контроля за поставкой статистической и бухгалтерской отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Результаты судебных процессов по делам о приписках следует освещать в печати, по радио и телевидению, доводить до сведения трудовых коллективов предприятий и организаций, где были совершены эти правонарушения.

15. Признать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР:

от 12 января 1973 г. N 1 "О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов";

от 25 февраля 1977 г. N 4 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 12 января 1973 г. "О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов";

от 18 апреля 1980 г. N 2 "О повышении роли судов в борьбе с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов";

от 31 июля 1981 г. "О практике применения судами законодательства и выполнения постановлений Пленума Верховного Суда СССР, направленных на усиление борьбы с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов".





Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 7 "О практике применения судами законодательства по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов"


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящее постановление внесены изменения постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. N 15


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.