Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 августа 2014 г. по делу N 33-11762/2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Старичковой Е.А.,

судей Портянова А.Г.,

Фахретдиновой Р.Ф.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2014 года, которым постановлено:

исковое заявление Сафина Р.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа незаконным, обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N N ...

Обязать Администрацию городского округа город Уфа подготовить и выдать Сафину Р.М. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... м по адресу: г. Уфа, ул. ...

Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сафин Р.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... в выдаче градостроительного плана

земельного участка и обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... м по адресу: адрес.

Иск был мотивирован тем, что Сафин Р.М., являясь собственником указанного земельного участка, обратился к ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка дата, на который от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом от дата N ... сообщено, что подготовка градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома будет возможна после утверждения проекта планировки и проекта межевания. Истец указал, что таким отказом нарушаются его права, так как органу местного самоуправления в соответствии ГрК Российской Федерации при выдаче градостроительного плана земельного участка не предоставлено право требовать предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность физического лица.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3 ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что в силу постановления главы Администрации городского округа город Уфа от дата N ... подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, в то время как в отношении территории, на которой расположен участок Сафина Р.М, такая документация отсутствует.

Кроме того, в суде апелляционной инстанции, апеллятором приведены доводы о ненадлежащем ответчике, поскольку уполномоченным лицом на выдачу градостроительных планов земельных участков является Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое ответчиком по делу не являлось, а также необходимости передачи дела по подсудности по месту нахождения надлежащего ответчика.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки не сообщали.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Андреева Ю. В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Сафина Р.М. - Чехову Е.И., Страхова Ю.А., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сафину Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м по адресу: адрес (л.д. 9).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка указан вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные дома (л.д. 10-12).

Сафин Р.М. обратился в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка (далее - ГПЗУ), принадлежащего им на праве собственности, для строительства многоквартирного жилого дома (л.д. 13).

Письмом от дата Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа отказала заявителям в выдаче градостроительного плана земельного участка, так как на территорию микрорайона ... " ведет разработку проекта планировки и проекта межевания, при этом подготовка ГПЗУ для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: адрес, будет возможна после утверждения вышеназванного проекта планировки и проекта межевания.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выдача ГПЗУ является муниципальной услугой, при этом предварительное утверждение проекта планировки и проекта межевания не относится к основаниям для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка исходя из требований ГрК Российской Федерации и Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N N ...

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

По смыслу ст. 51 ГрК Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

Положениями ст. 44 ГрК Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительного плана земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительного плана земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы ГрК Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

При таких обстоятельствах Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа неправомерно сослалось на необходимость разработки проекта планировки и проекта межевания, после завершения которых возможна выдача ГПЗУ.

Поскольку выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

В связи с изложенным является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае подлежат применению нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что нормы ГрК Российской Федерации не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.

С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 ГрК Российской Федерации, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, при этом он может быть составлен в виде отдельного документа.

Правовая возможность, заложенная в ч.ч 1, 2 ст. 44 ГрК Российской Федерации, подготовки градостроительного плана земельного участка осуществляется в виде отдельного документа не обуславливается предварительным составлением проекта планировки и межевания территории.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Администрации городского округа город Уфа от дата N ... подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, в то время как в отношении территории, на которой расположен участок Сафина Р.М. такая документация отсутствует, судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку названное постановление, также как и ст.ст. 44, 46 ГрК Российской Федерации, не возлагает на заявителя - физическое лицо осуществлять какие-либо действия по разработке проекта межевания, проекта планировки, а также не устанавливает право гражданина на получение ГПЗУ только при наличии таких проектов.

Судебная коллегия полагает, что названным постановлением Администрации городского округа город Уфа от дата N ... Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа указано на обязанность выдачи градостроительных планов земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, то есть не противоречащих проектам планировки, проектам межевания при их наличии.

В связи с изложенным, отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства на многоэтажного жилого дома судом первой инстанции не мог быть признан законным. Следовательно, возложение судом обязанности на исполнительный орган местного самоуправления в лице Администрации городского округа город Уфа по выдаче градостроительного плана земельного участка также основано на правильном применении норм права.

Доводы представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Андреева Ю.В. о ненадлежащем ответчике, приведенные в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает несостоятельными.

В соответствии с положениями ст.ст. 45, 46 ГрК Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с Положением об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утврежденным Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N ... Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный согласно Уставу городского округа город Уфа Республики Башкортостан полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, и не входящий в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 18 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган местного самоуправления, именуемый Советом;

- глава городского округа, именуемый председателем Совета;

- администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган городского округа), именуемая Администрацией;

- контрольно-счетный орган городского округа, именуемый Ревизионной комиссией городского округа.

Таким образом, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не входит в число органов местного самоуправления городского округа город Уфа и является структурным подразделением - отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что предусмотрено Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N N ...

Судебная коллегия полагает, что такое распределение отраслевых (функциональных) полномочий среди структурных подразделений Администрации городского округа город Уфа, в том числе являющихся самостоятельными юридическими лицами, не влечет утраты за самой Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан статуса органа местного самоуправления как исполнительно-распорядительного органа городского округа.

Следовательно, привлечение Администрации городского округа город Уфа в качестве ответчика соответствует требованиям закона, а возложение обязанности на нее по выдаче градостроительного плана земельного участка не препятствует Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исполнить решение суда, поскольку не влечет перераспределение отраслевых (функциональных) полномочий.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

 

Председательствующий Старичкова Е.А.

 

Судьи Портянов А.Г.

Фахретдинова Р.Ф.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.