Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 28 января 2015 г. по делу N 33А-693

 

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Быковой С.В.,

судей: Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.,

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 30 октября 2014 года

по делу по заявлению Шутенкова В.В. о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка,

УСТАНОВИЛА:

Шутенкова В.В. обратилась в с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес".

Требования мотивированы тем, что она по договору купли-продажи является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" расположенного по "адрес", право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

Земельный участок относится к землям населенных пунктов и предназначен для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Она обратилась в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана, однако, в выдаче градостроительного плана ей было отказано, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне аэропорта, а в границах санитарно-защитной зоны из-за условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий.

Не согласна с отказом.

Градостроительный план земельного участка является обязательным документом для получения разрешения на строительство, и его невыдача препятствует последующему получению разрешения на строительство, что ведет к невозможности использования земельного участка по его разрешенному целевому назначению.

Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, и такого основания, как нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне, нет.

Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 30 октября 2014 года постановлено:

"Признать незаконным отказ Администрации Кемеровского муниципального района от 14.07.2014 года N в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N N, расположенного по "адрес"".

В апелляционной жалобе представитель Кемеровского муниципального района Лихачева К.А. просит решение суда отменить.

Указывает, что карта градостроительного зонирования, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне ограничений от аэропорта (А1), является составной графической частью Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновская сельская территория", утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 28.05.2010 N 426 (далее - Правила), то есть утверждена нормативно-правовым актом.

Ссылается на п. 74 Правил ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума (А1): в границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий, на п.5.1. СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 о том, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства возможно лишь при соблюдении санитарных правил и норм, в частности СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Представителем Шутенковой В.В.- Шербининым И.А. на апелляционную жалобу принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица Герасимову М.Н., поддержавшую доводы жалобы, представителя заявителя Щербинина И.А., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

С

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что согласно выписки из кадастрового паспорта на земельный участок от 29.07.2010 г. "данные изъяты" в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, расположенном по "адрес" "данные изъяты" земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 29.07.2010 г., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, хозпостроек и ведения личного подсобного хозяйства.

Шутенкова В.В. на основании договора купли-продажи от 22.05.2014 г. "данные изъяты" является собственником указанного земельного участка, право собственности зарегистрировано 29.05.2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ( "данные изъяты"

Согласно кадастрового паспорта земельного участка "данные изъяты" категория земельного участка определена как земли населенных пунктов.

10.07.2014 г. Шутенкова В.В. обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка ( "данные изъяты"

14.07.2014 г. ( "данные изъяты" Администрация Кемеровского муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка отказала по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градо- строительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновская сельская территория", утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 28.05.2010 года N 426, а также схемы территориального планирования Кемеровского района, утвержденной решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2007 года N 183, расположен в санитарно-защитной зоне от аэропорта.

В границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий "данные изъяты"

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли населенных пунктов.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗКРФ земли, указанные в ч. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований; в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" установлены градостроительные регламенты жилой зоны и применительно к указанному земельному участку, они регламентируют зону как Ж 1.1 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством

В соответствии со ст. 62 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" на карте градостроительного зонирования в виде зон ограничений устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе зона ограничений от аэропорта - А1 и А2.

В соответствии со ст. 74 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" в границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий (зона ограничений от аэропорта А1); в границах зоны обеспечения безопасности полетов запрещается размещать на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц.

В соответствии со ст. 59 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" количество зон с особыми условиями использования территорий в конкретном поселении определяется индивидуально. На карте градостроительного зонирования настоящих Правил отображаются границы следующих зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального, регионального и местного значения; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны; зоны охраны источников питьевого водоснабжения; охранные зоны: а) электрических сетей; б) линий и сооружений связи; в) магистральных трубопроводов; г) систем газоснабжения; д) гидрометеорологических станций; е) геодезических пунктов; ж) территорий объектов различных видов транспорта; з) железных дорог; и) автомобильных дорог; к) внутренних водных путей; 6) иные зоны с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно фрагмента карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" ( "данные изъяты"), земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне Ж 1.1-А1-А2, что свидетельствует о том, что земельный участок в санитарно защитной зоне (С/31 - санитарно-защитная зона, п. 62 Правил), не расположен.

Зона ограничений от аэропорта (Al, A2) не свидетельствует о том, что данная зона является санитарно-защитной, в соответствии с п. 62 Правил.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995) введена в действие с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Однако в силу ст. 2 Закона РФ "О техническом регулировании" свод правил - это документ в области стандартизации, который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Поэтому обстоятельством, имеющим значение при рассмотрении данного спора, является возможное нарушение в результате возведения жилого строения прав и охраняемых законом интересов других лиц, однако такие обстоятельства не установлены.

Земельный участок с указанным целевым назначением сформирован после утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение", утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 28.05.2010 года N 426, а также утверждения схемы территориального планирования Кемеровского района, утвержденной решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2007 года N 183. При этом по настоящее время правовой режим земельного участка не изменен и незаконным не признан.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

В соответствии ч. 1. ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение" земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Органом местного самоуправления не представлено доказательств того, возведение объектов индивидуального жилищного строительства опасно для жизни или здоровья человека или для окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимается в том числе органами местного самоуправления.

Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Согласно положениям ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 (Об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.

В силу статей 42, 43, 48, 51, 52, 53, 55 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и не обязательно индивидуального жилищного, не служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство или для ввода объекта в эксплуатацию, если при этом нарушаются требования закона.

Градостроительный план земельного участка не является основанием для строительства жилого дома, таким основанием является выдаваемое в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что отказ в выдаче градостроительного плана является незаконным и в соответствии со ст.258 ч.1 ГПК РФ обоснованно удовлетворил требования заявителя.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе и опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 30 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.