Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2015 г. по делу N 33-1890/2015

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Прониной Л.Г.,

судей Голубевой И.В., Свистун Т.К.,

при секретаре Аминеве И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кильдиярова ... на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Кильдиярова 1 о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка - отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кильдияров ... в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд и просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в связи с нарушением сроков осуществления подготовки и утверждения Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... и не выдаче его заявителю, обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать запрашиваемый им градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... , взыскать с Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в его пользу сумму понесенных расходов по уплате госпошлины в размере ... рублей.

В обоснование исковых требований Кильдияров ... указал, что 19 июня 2014 года он обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В полученном ответе от 11 июля 2014 года за N 1686 заявителю сообщено, что для рассмотрения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана земельного участка необходимо обратиться в МАУ "Центр оказания муниципальных услуг Уфимского района". Заявитель считает, что по его заявлению Администрация допустила бездействие, ответ Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, поскольку подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кильдияров ... просит решение суда отменить, поскольку для получения градостроительного плана земельного участка необходимо только подать заявление, а требование иных документов противоречит Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Следовательно, бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в виде нарушения сроков осуществления подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка и в отказе его выдачи без взимания платы является незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Кильдиярова ... поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что права Кильдиярова ... действиями Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не нарушены.

С данным выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.

Как следует из материалов дела, Кильдияров ... является на основании договора купли-продажи от 30.09.2013 года собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером ... Право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 ноября 2013 года (л.д. 13).

19 июня 2014 года Кильдияров ... обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему градостроительного плана спорного земельного участка. Каких-либо документов, удостоверяющих личность Кильдиярова ... , к данному заявлению не приложено (л.д. 11).

Таким образом, Кильдияров ... направил заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка по почте, без представления данных о своей личности - копии документа, удостоверяющего личность заявителя.

Письмом за N 1686 от 11 июля 2014 года отдел архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сообщил Кильдиярову ... , что для рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, ему необходимо обратиться со всеми правоустанавливающими документами в МАУ "Центр оказания муниципальных услуг Уфимского района", расположенный по адресу: г. адрес (л.д.12).

Однако Кильдияров ... , не согласившись с данным ответом и полагая свои права нарушенными, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Согласно ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Действующее законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, - выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).

В части 6 ст. 7 названного Закона РФ указано, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.

Кроме того, законодатель не исключает возможность органам местного самоуправления определить перечень документов, необходимых для подготовки градостроительного плана.

Статьей 2 Закона РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено одно из основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе: административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Предоставление копии документа, удостоверяющего личность, предусмотрено Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", утвержденных Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 1961 от 27 августа 2012 года.

Согласно пункту 2.6 вышеуказанного регламента указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. В целях получения градостроительного плана земельного участка, заявитель направляет заявление по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту. К заявлению должен быть приложен комплект документов: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей): для физического лица - нотариально заверенная доверенность, для юридического лица - доверенность, заверенная печатью юридического лица.

Таким образом, не предоставление заявителем копии собственного паспорта препятствует органу местного самоуправления установить лицо, обращающееся за предоставлением муниципальной услуги.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не было отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка, заявителю был дан ответ и разъяснено, что по этому поводу он вправе обратиться в МАУ "Центр оказания муниципальных услуг". Ответ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не препятствует его повторному обращению с таким же заявлением в учреждение, предоставляющее соответствующую муниципальную услугу.

Доводы Кильдиярова ... о том, что для получения градостроительного плана земельного участка необходимо только подать заявление без идентификации обратившегося, Судебная коллегия находит несостоятельными.

Также несостоятельны доводы жалобы о том, что Законом РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не предусмотрено предоставление документов, удостоверяющих личность, достаточно указать свои данные, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, суть обращения, личная подпись и дата. Указанный Закон РФ не применим при данных обстоятельствах, поскольку предоставление государственных и муниципальных услуг регламентировано, как указано выше специальным Законом РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы Кильдиярова ... Судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит решение суда оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кильдиярова ... - без удовлетворения.

 

Председательствующий Л.Г. Пронина

 

Судьи: И.В. Голубева

Т.К. Свистун

Справка: судья Шафикова Е.С.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.