Указание Главного военного прокурора РФ от 16 апреля 1992 г. N СУ-106
3 марта 1992 года состоялась Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на которой рассмотрены вопросы состояния следствия по уголовным делам о гибели и травматизме военнослужащих и военных строителей. Коллегией отмечено, что качество следствия по делам этой категории по-прежнему остается на низком уровне. Отступления от требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств гибели и причинения увечий военнослужащим, нарушения конституционных прав граждан, неубедительность и необоснованность доводов, положенных в основу принимаемых решений, являются причиной многочисленных обоснованных жалоб родственников погибших.
Зачастую к неудовлетворительному качеству расследования уголовных дел о гибели и травматизме военнослужащих и военных строителей приводят волокита и несогласованность действий участников расследования на первоначальном этапе следствия. Продолжают иметь место факты, когда органами дознания и следователями не принимаются меры к надлежащей охране места происшествия и сохранению следов, осмотр места происшествия и трупа производится неквалифицированно, без участия специалистов, утрачиваются следы и вещественные доказательства, слабо используются возможности экспертных учреждений, не во всех прокуратурах выполняются указания об обязательном фотографировании трупа.
Несмотря на то, что расследование преступлений и и происшествий, связанных с гибелью военнослужащих, представляют определенную сложность, некоторые прокуроры крайне неудовлетворительно выполняют свои обязанности по надзору за следствием, ограничиваясь порой лишь заслушиванием докладов следователей, на места происшествий сами не выезжают, перепоручают выполнение важных следственных действий органам дознания.
О работе военных прокуратур по надзору за исполнением законодательства, направленного на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава, см. приказ Главного военного прокурора РФ от 11 мая 1995 г. N 99
Следственные отделы некоторых военных прокуратур окружного звена не всегда реагируют на эти недочеты, слабо оказывают практическую помощь следователям.
С целью устранения отмеченных недостатков, обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по уголовным делам о гибели и травматизме военнослужащих, организации надлежащего контроля и надзора за состоянием следствия по делам этой категории, - предлагаем:
1. В каждом случае гибели и причинения тяжких травм военнослужащим возбуждать уголовные дела и проводить предварительное следствие. Рассматривать расследование уголовных дел этой категории, как одну из важнейших обязанностей следователей и прокуроров.
2. Военным прокурорам гарнизонов и объединений, прокурорам войсковых частей обеспечить незамедлительное получение информации о гибели военнослужащих;
- лично выезжать на места происшествий;
- обеспечивать оперативное и квалифицированное производство всех необходимых на первоначальном этапе следственных действий;
- активно использовать НТС, привлекать к участию в производстве следственных действий специалистов, безотлагательно назначать судебно-медицинские и криминалистические экспертизы;
- лично участвовать в производстве наиболее ответственных следственных действий;
- давать письменные указания о конкретных мерах, направленных на качественное расследование преступлений и происшествий;
- поручать расследование этих дел наиболее квалифицированным следователям, создавать в необходимых случаях следственные группы;
- исключать случаи принятия необоснованных решений о прекращении уголовных дел, лично проверять обоснованность таких решений
3. Строго соблюдать требование об обязательном присутствии следователя при судебно-медицинском исследовании трупа. В ходе осмотра трупа на месте происшествия и при его экспертном исследовании, в том числе и до вскрытия, в обязательном порядке производить обзорную фотосъемку трупа со всех сторон в полный рост даже при отсутствии телесных повреждений. Обеспечивать полное описание телесных повреждений в протоколах осмотра и добиваться от судебно-медицинских экспертов тщательного исследования причин и времени их происхождения.
4. В случае самоубийств военнослужащих, тщательно изучать их личность, окружение, в первую очередь полностью отрабатывать версии о доведении до самоубийства и убийстве, не поручать выполнение основных следственных действий дознавателям. При необходимости назначать посмертную судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. При обнаружении на теле погибшего телесных повреждений, несвязанных непосредственно с причиной смерти, устанавливать следственным путем их происхождение.
5. Особое внимание обращать на выявление причин и условий, способствовавших гибели и травматизму военнослужащих, своевременно вносить представления, принимать меры к их фактическому устранению и привлечению к ответственности лиц, их допустивших.
6. Военным прокурорам округов, групп войск, флотов обеспечить надлежащее руководство деятельностью прокуроров и следователей по данной категории дел, лично вникать в организацию работы, ход расследования по конкретным делам; привлекать прокуроров-криминалистов для оказания практической помощи следователям, использования ими научно-технических средств, организации экспертных исследований; исключить формализм в проверке и разрешении заявлений, жалоб и писем, касающихся расследования преступлений и происшествий, связанных с гибелью и травматизмом военнослужащих.
7. Всем прокурорам повысить эффективность учебно-методической работы, шире использовать в следственной практике достижения криминалистики, при организации работы по расследованию обстоятельств гибели и причинения увечий военнослужащим, внедрять специализацию следователей, распространять опыт расследования этой категории дел.
8. Рекомендовать органам дознания одновременно с сообщением в военную прокуратуру информировать о гибели и увечьях военнослужащих представителей Комитета по делам военнослужащих и членов их семей на местах.
При наличии серьезных сомнений у родителей погибшего военнослужащего и представителей Комитета в причинах смерти и заявлении ими ходатайства, решать вопрос об их присутствии при судебно-медицинском исследовании трупа (с согласия эксперта, производящего вскрытие). При этом в заключении должно быть указано, в чьем присутствии производилось вскрытие.
Копии информаций и уведомлений, адресованных представителям названного Комитета, приобщать к материалам дознаний и уголовных дел.
9. Работу по установлению причин и условий, способствовавших происшествию или преступлению, и их устранению проводить во взаимодействии с представителями местных Комитетов по делам военнослужащих и членов их семей.
10. При наличии ходатайств, знакомить родителей погибших военнослужащих и военных строителей с материалами прокурорских проверок и уголовных дел.
11. Обеспечить взаимодействие с территориальными и специализированными прокурорами при расследовании уголовных дел о производственном травматизме.
Начальник 2 отдела |
В.С. Узбеков |
Начальник Управления по надзору |
В.Н. Паничев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Главного военного прокурора РФ от 16 апреля 1992 г. N СУ-106
Текст указания официально опубликован не был