Приказ Главного военного прокурора РФ от 11 мая 1995 г. N 99 "О состоянии и мерах повышения эффективности работы военных прокуратур по надзору за исполнением законодательства, направленного на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава"

Приказ Главного военного прокурора РФ от 11 мая 1995 г. N 99
"О состоянии и мерах повышения эффективности работы военных прокуратур по надзору за исполнением законодательства, направленного на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава"

ГАРАНТ:

Настоящий приказ применяется в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"

Обсуждение на коллегии Главной военной прокуратуры состояния прокурорского надзора за исполнением законов и воинских уставов об охране жизни и здоровья военнослужащих, предупреждении травматизма и небоевых потерь личного состава показало, что органы военной прокуратуры правильно выделили данное направление прокурорско-следственной деятельности в приоритетное. В 1994 году надзорная работа на этом участке несколько активизировалась.

Вместе с тем, проблема сохранения жизни и здоровья военнослужащих продолжает носить острый характер, а осуществленные командованием мероприятия оказались недостаточными и не повлекли существенных изменений в обеспечении безопасных условий военной службы. По-прежнему остается высокий уровень гибели и травматизма среди личного состава Вооруженных Сил РФ, а в пограничных, внутренних, воздушно-десантных, ракетных войсках стратегического назначения, Московском, Ленинградском, Дальневосточном и Уральском военных округах небоевые потери военнослужащих возросли. Также определился рост числа травмированных в Забайкальском, Приволжском военных округах, на Северном флоте.

В этих условиях органами военной прокуратуры не приняты все возможные меры по укреплению режима законности в поднадзорных войсках и силах флота. Многие прокуроры и следователи не до конца осознали свою ответственность, обязанность решительно пресекать правовыми средствами распространенные в частях и на кораблях нарушения законодательства, влекущие гибель и увечья людей, и эту острейшую социальную проблему рассматривают как второстепенную. Отсюда низкая организация работы, ее нецеленаправленность, рассогласованность с деятельностью командования и контрольных органов.

Существенными недостатками страдает надзор за исполнением законов и воинских уставов об охране жизни и здоровья военнослужащих должностными лицами органов военного управления, воинских частей и учреждений. Вследствие пассивности в получении информации о состоянии правопорядка, планирования работы без учета данных о нарушениях законности, проведения проверок без участия специалистов, нерешительности в надзоре за исполнением законов и воинских уставов должностными лицами вышестоящих штабов и других органов военного управления эффективность надзорной деятельности снижена.

Предмет надзора необоснованно сужен и сводится к проверкам исполнения органами дознания обязанностей по разрешению сигналов о конкретных фактах травмирования военнослужащих. В то же время вне поля зрения практически всех военных прокуроров остаются вопросы исполнения должностными лицами уставных требований об обеспечении безопасных условий всех сфер жизнедеятельности войск.

Качество следствия по делам о гибели и травматизме военнослужащих по-прежнему остается на низком уровне. Отступления от требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств гибели и увечий военнослужащих, нарушения конституционных прав граждан, неубедительность и необоснованность доводов, положенных в основу принимаемых решений, являются причинами многочисленных жалоб.

Остаются актуальными вопросы улучшения качества поддержания государственного обвинения в судах по уголовным делам о гибели и увечьях военнослужащих, выполнения прокурорами требований уголовно-процессуального закона об обязательном опротестовании каждого незаконного и необоснованного приговора.

Не везде организована специальная учеба кадров. На местах не практикуются коллективные формы обучения данной методике, в том числе методом показа, редко проводятся стажировки прокурорских работников.

За многими вышеназванными недостатками стоят издержки организующей и направляющей роли военных прокуратур округов (флотов). Анализ работы проводится редко и не всегда на должном уровне, вследствие чего отдача от него мала.

Малоэффективна деятельность рабочих групп по предмету в силу их неорганизованности и недостаточной информированности о положении дел.

Нуждается в активизации расширение гласности работы военных прокуратур на этом участке, дальнейшее взаимодействие с общественными организациями и движениями, средствами печати и информации, научными и учебными заведениями по вопросам сохранности жизни и здоровья людей.

В целях надлежащей организации и повышения эффективности работы военных прокуратур, - приказываю:

1. Начальникам управлений и отделов Главной военной прокуратуры, военным прокурорам округов, флотов, видов, группы войск, гарнизонов и объединений принять дополнительные меры по устранению недостатков и повышению эффективности в организации и осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава.

2. Систематически, но не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы на данном участке. Результаты обсуждать на оперативных совещаниях с заслушиванием отчетов руководителей военных прокуратур и рабочих групп по предмету. В каждом случае обсуждения выходить на практические меры, о чем подробно докладывать в ГВП к 12 января и 12 июля.

3. Усилить предупредительную направленность прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении травматизма и небоевых потерь личного состава. С этой целью:

3.1. Организовать систематическое получение информации, в том числе обобщенной, о состоянии правопорядка в поднадзорных войсках и силах флота, на основе чего определять негативные тенденции в структуре и динамике травматизма и гибели военнослужащих, неблагополучные в этом отношении воинские части и соединения и планировать надзорную работу.

3.2. Акцентировать внимание на надзоре за исполнением должностными лицами вышестоящих штабов и других органов военного управления обязанностей по обеспечению необходимых требований безопасности в жизнедеятельности войск.

3.3. В обязательном порядке установить деловые контакты с имеющимися в войсках и на флотах инспекциями и другими органами охраны труда, осуществлять надзор за соблюдением законности в их деятельности, всемерно использовать помощь специалистов.

3.4. В организации работы по предмету исходить из того, что он включает в себя вопросы прокурорского надзора за исполнением уставных требований об обеспечении мер безопасности при проведении болевой учебы, эксплуатации и обслуживании техники и вооружения, производстве разного рода работ, а также законодательства об охране труда и техники безопасности на промышленных предприятиях, в строительных частях и организациях.

4. Активизировать воздействие уголовно-правовых средств на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава. В этих целях:

4.1. Обеспечить строгий учет и тщательную проверку сообщений и заявлений, содержащий данные о преступлениях и происшествиях, повлекших гибель, причинение увечий военнослужащим. Улучшить состояние надзора за исполнением законов органами дознания. Прекратить практику передачи на разрешение командирам частей сообщений о травмах военнослужащих с признаками неуставных проявлений.

4.2. В каждом случае самоубийства, гибели либо причинения тяжких телесных повреждений военнослужащему военным прокурорам возбуждать уголовные дела и проводить предварительное следствие, строго руководствуясь при его организации требованиями указаний СУ-106 от 16 апреля 1992 г.

4.3. При наличии в поступившем сообщении о гибели военнослужащего или в материалах проверки достаточных данных, указывающих на насильственный характер смерти, доведение до самоубийства, оставление погибшего в опасности, гибель вследствие нарушений правил безопасности на занятиях по боевой подготовке, строительных и хозяйственных работах или другое преступление, исключить факты вынесения постановлений о возбуждении дела без указания статьи уголовного закона.

Всем военным прокурорам о каждом факте гибели военнослужащего в течение суток докладывать по телефону оперативному дежурному Главной военной прокуратуры, при этом указывать: фамилию, имя, отчество погибшего, дату гибели, место призыва, воинское звание, войсковую часть и ее подчиненность, причину гибели, номер уголовного дела и дату его возбуждения. В последующем вместе со статистическими карточками по делам этой категории представлять вышестоящему прокурору, а также в Главную военную прокуратуру письменные донесения о возбуждении дела и результатах расследования по нему.

4.4. В случае прекращения уголовного дела о самоубийстве, гибели, причинении тяжкого телесного повреждения военнослужащему немедленно истребовать его в военную прокуратуру округа, вида, группы войск или флота, где не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела проверять законность и обоснованность такого решения. При согласии с ним представлять в Главную военную прокуратуру заключение вместе с уголовным делом и надзорными производствами по нему.

Исключить факты отмены постановлений о прекращении расследованных всесторонне, полно и объективно уголовных дел этой категории по одному лишь основанию поступления жалобы, заявления, в которых кроме выражения несогласия с принятым решением отсутствуют конкретные данные, требующие дополнительной проверки и возобновления производства по делу.

5. Поручать поддержание государственного обвинения по делам этой категории наиболее опытным прокурорам, постоянно учить их искусству участия в судебном следствии, разрабатывать и применять на практике методику исследования доказательств в суде.

6. Повысить организующую и направляющую роль военных прокуратур окружного звена. При выездах в подчиненные военные прокуратуры изучать состояние и организацию работы по надзору за исполнением законодательства, направленного на предупреждение гибели и травматизма личного состава, оказывать практическую помощь по устранению имеющихся недостатков и обучению прокурорского состава методике проведения проверок.

7. Установить деловые контакты со средствами массовой информации. Систематически и оперативно информировать общественность через печать, радио, телевидение о мерах, принимаемых прокуратурой по сохранению жизни и здоровья военнослужащих. Объективно вскрывать причины негативных явлений и показывать реальные пути их устранения.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Гавето С.Э.

Считать утратившим силу приказ N 113-1992 г., указания СУ-230 - 1993 г. и СУ-66-1994 г.

Приказ направить военным прокурорам округов, флотов, видов, группы войск, гарнизонов и объединений.


Генерал-лейтенант юстиции

В.Н. Паничев



Приказ Главного военного прокурора РФ от 11 мая 1995 г. N 99 "О состоянии и мерах повышения эффективности работы военных прокуратур по надзору за исполнением законодательства, направленного на предупреждение травматизма и небоевых потерь личного состава"


Текст приказа официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение