Обсуждение на оперативном совещании состояния прокурорско-следственной работы по пресечению хищений военного имущества, а также разбазариванию его путем реализации коммерческим и иным структурам, незаконной сдачи в аренду показало, что в войсках и силах флота остается неблагополучным положение с сохранностью федерального имущества, оружия и боеприпасов.
В истекшем году число корыстных преступлений возросло на 20,4%, в 2,1 раза больше совершено хищений в особо крупных размерах и на 77% - огнестрельного оружия и боеприпасов, в 5,7 раза увеличился размер материального ущерба от утрат и недостач материальных ценностей. На 27,4% больше осуждено военнослужащих за хищения государственного и общественного имущества.
Наиболее неблагополучно обстоят дела с сохранностью государственной собственности в ВМФ, ВДВ, РВ, ВВС, ПВО, а также ЗГВ, СЗГВ, ДВО, ЛенВО, ПриВО, МВО, СКВО, ЗабВО.
В этих условиях не все военные прокуроры сумели организовать основные направления прокурорско-следственной деятельности, направленной на предупреждение правонарушений в обслуживаемых войсках.
Не используются все законные способы получения от командования имеющихся сведений о недостачах, утратах, разбазаривании военного имущества, в то же время много общенадзорных проверок проводится без сигналов, а нередко без специалистов, что обуславливает формализм и нерезультативность работы.
При острой нехватке кадров и увеличении служебной нагрузки редко поручается командованию производство проверок в подчиненных и подконтрольных воинских частях, на предприятиях, в организациях.
Не осуществляется за некоторым исключением надзор за законностью в работе контрольно-ревизионных органов, которые по причине ведомственной зависимости и ненадлежащего выполнения своих обязанностей мало предупреждают хищения и злоупотребления, случаи незаконного списания военного имущества и сдачи его в аренду.
Снижается предупредительная роль предварительного следствия. В минувшем году не раскрыты 119 преступлений о хищениях военного имущества, оружия и боеприпасов, больше всего в СибВО, СКВО, МО ПВО, группе российских войск в Закавказье. Не установлены виновные по 89 делам о хищениях оружия (ВП СКВО, ГРВЗ и др.). В настоящее время в прокуратурах находится в производстве около 1 тысячи дел о хищениях военного имущества и оружиях, многие из которых приняли волокитный характер.
Нет должного взаимодействия военных прокуроров с органами федеральной безопасности и внутренних дел по вопросам предупреждения хищений военного имущества и его разбазаривания.
Организация прокурорско-следственной деятельности на этом участке мало изучается в ходе комплексных проверок подчиненных прокуратур, состояние ее и недостатки во многих докладных не отражаются вообще.
Предлагаю:
1. Военным прокурорам округов, групп войск, флотов:
- Состояние прокурорско-следственной работы по предупреждению хищений, утрат, недостач военного имущества, незаконной реализации его коммерческим структурам и сдачи в аренду за 9 месяцев 1993 г. проанализировать и обсудить на оперативных совещаниях, о результатах и намеченных мерах представить докладные записки в ГВП до 15 октября 1993 г.;
- ориентировать подчиненных военных прокуроров на активное использование ими своих полномочий в получении от командования, довольствующих и контрольных органов сведений о правонарушениях против федеральной собственности и организации их проверок с участием при необходимости специалистов. В этих целях наладить более тесные деловые контакты с органами федеральной безопасности и внутренних дел;
- выделить в самостоятельный участок работы надзора за законностью в деятельности контрольно-ревизионных органов, а также специальных подразделений по реализации военного имущества, созданных в видах и родах войск, в округах, на флотах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.92 г. "О порядке реализации и использовании высвобождающегося военного имущества" и приказом Министра обороны РФ по этому вопросу от 15.12.92 г. N 231.
- Исключить случаи необоснованного прекращения уголовных дел о хищениях государственного и общественного имущества, совершенных должностными лицами и о хищениях в особо крупных размерах.
В случае прекращения такой категории уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и при недоказанности участия обвиняемых в совершении преступлений, законность принятых решений, полноту и всесторонность расследования в месячный срок после вынесения соответствующего постановления проверять в следственных отделах военных прокуратур окружного звена.
При согласии с такими решениями уголовные дела с мотивированными заключениями представлять в Главное управление не позднее 2-х месяцев со дня вынесения постановлений о прекращении дел нижестоящими военными прокуратурами.
2. Управлению надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями активизировать свою работу в центральном аппарате МО РФ по вопросам сохранности федерального имущества, постоянно оказывать методическую и практическую помощь в надзорной работе военным прокуратурам на местах. В III квартале с.г. подготовить и направить военным прокурорам методические рекомендации по проведению проверок исполнения законодательства об охране федеральной собственности, а также законности в деятельности контрольно-ревизионных органов.
3. Управлению надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями получить в ГРАУ МО РФ и соответствующих службах других войск Российской Федерации точные данные о количестве похищенного и утраченного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и военной техники, совместно с управлением надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы до 1 августа 1993 г. проанализировать их и направить соответствующим ВП задание для сверки с имеющимися у них сведениями и проверки по каждому факту наличия уголовного дела либо отказного материала.
Управлению надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы принять дополнительные меры к раскрываемости преступлений, связанных с хищением имущества, оружия и боеприпасов. Особое внимание уделять контролю за устранением причин и условий, способствовавших этим преступлениям.
Контроль за исполнением настоящего указания возложить на начальников соответствующих управлений Главного управления (т.т. Яковлев Ю.П., Мережко К.А.).
Генерал-майор юстиции |
Г.Н. Носов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Главного военного прокурора РФ от 22 июня 1993 г. N 1-1068 О работе по пресечению хищений и незаконной реализации военного имущества, оружия и боеприпасов
Текст указания официально опубликован не был