Приказ Главного военного прокурора РФ от 3 октября 1994 г. N 128 "О состоянии законности в уголовном судопроизводстве и обеспечении конституционных прав участников процесса"

Приказ Главного военного прокурора РФ от 3 октября 1994 г. N 128
"О состоянии законности в уголовном судопроизводстве и обеспечении конституционных прав участников процесса"


Изучение и обсуждение 15 сентября 1994 г. на коллегии Главной военной прокуратуры состояния законности в уголовном судопроизводстве показало, что несмотря на принимаемые военными прокурорами меры, факты нарушений закона при расследовании преступлений не прекращаются. В текущем году произошел рост числа лиц оправданных судами, уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного расследования, а также дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям в отношении лиц, которым предъявлялось обвинение.

Чаще нарушения законности, ущемляющие конституционные права военнослужащих и граждан, допускались в военных прокуратурах, возглавляемых военными прокурорами Сучковым В.Н. (ТОФ), Соловьевым В.Ф. (СКВО) и Яровиковым В.А. (ПриВО).

Пренебрежение требованиями ст. 20 УПК Российской Федерации о принятии всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обвинительный уклон и переоценка доказательственного значения признательных показаний обвиняемых стали причиной неединичных случаев необоснованных задержаний, арестов, привлечения к уголовной ответственности. Только по итогам первого полугодия 1994 г. по этим причинам необоснованно привлечены к уголовной ответственности 22 человека, прекращены уголовные дела по реабилитирующим основаниям с освобождением из-под стражи 96 обвиняемых, арестованных с санкции военных прокуроров, возвращены для производства дополнительного расследования 88 уголовных дел. В адрес военных прокуроров вынесено 16 частных определений на нарушения органами предварительного следствия уголовно-процессуального закона.

Не могут быть далее терпимыми имеющие еще место факты фальсификации материалов уголовных дел.

Не на должном уровне находится упреждающая роль военных прокуроров и следственных отделов военных прокуратур окружного звена. Следственные отделы и их руководители не всегда принимают все необходимые меры по обеспечению надлежащих условий труда следователей, недостаточно вникают в вопросы организации следственной работы в прокуратурах гарнизонного звена и поэтому не во всех случаях предупреждают факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, незаконных арестов и других нарушений конституционных прав граждан. Утрачено должное взаимодействие военных прокуратур с военными судами в анализе причин брака в работе и нарушений законности.

В нарушение приказа Главного военного прокурора N 100-1993 г. "Об оперативной информации в органах военной прокуратуры", некоторые военные прокуроры своевременно не проводят служебных расследований в случаях незаконных арестов и других ущемлений прав граждан в уголовном судопроизводстве, длительное время не представляют в Главную военную прокуратуру донесений об их результатах и принятых мерах.

Требует повышения эффективности работа структурных подразделений Главной военной прокуратуры.

В целях устранения отмеченных недостатков и обеспечения законности в уголовном судопроизводстве приказываю:

1. Военным прокурорам округов, флотов, группы войск, военным прокурорам объединений, гарнизонов, а также начальникам следственных отделов Главной военной прокуратуры т.т. Шеину В.С. и Духанину А.С. повысить требовательность к подчиненным и личную ответственность за неукоснительное соблюдение конституционных прав участников процесса, законности в уголовном судопроизводстве, принципиальность реагирования на допущенные нарушения при проведении задержаний, арестов, а также других процессуальных действий.

В каждом случае нарушения законности в деятельности офицеров прокуратур военным прокурорам окружного звена лично разбираться в причинах необоснованного ареста и привлечения граждан к уголовной ответственности, строго взыскивать с виновных в этом, принимать меры к недопущению впредь нарушений законности и к восстановлению нарушенных прав граждан. Умышленное нарушение законности в деятельности военных прокуроров и следователей расценивать как чрезвычайное происшествие, рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании виновных лиц на прокурорско-следственной работе.

О всех нарушениях законности, в т.ч. повлекших освобождение из-под стражи, оправдание подсудимых, прекращение дел судом, возвращение их на дополнительное расследование, вынесение частных определений, виновных в этом лицах и принятых мерах в месячный срок представлять донесение Главному военному прокурору вместе с заключением о результатах проведенного служебного расследования.

2. Уголовные дела возбуждать в строгом соответствии со ст. 108 УПК Российской Федерации, соблюдая при этом требования ст. 109 УПК РФ и максимально используя возможности доследственной проверки для исключения фактов необоснованного возбуждения уголовных дел.

Военным прокурорам округов, флотов и группы войск принять все необходимые организационные меры для обеспечения надлежащего надзора за законностью и обоснованностью продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей до трех месяцев военными прокурорами гарнизонного звена, а также при дальнейшем продлении процессуальных сроков. В следственных отделах прокуратур окружного звена регулярно анализировать практику задержания подозреваемых, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, систематически проверять обоснованность дальнейшего оставления мер процессуального принуждения.

В случае несвоевременного представления постановлений с ходатайством о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей выяснять причины волокиты и о результатах разбирательства, а также лицах, виновных в допущенных нарушениях, представлять донесение одновременно с представлением ходатайств.

3. Добиваться высокого уровня поддержания государственного обвинения в судах и надзора за законностью судебных постановлений. В обязательном порядке поддерживать государственное обвинение по делам об организованной преступности, умышленных убийствах, взяточничестве, контрабанде и других опасных преступлениях с тем, чтобы лица, их совершившие, несли строгое наказание. По наиболее актуальным делам военным прокурорам поддерживать обвинение лично.

При составлении планов работы военных прокуратур окружного звена предусматривать мероприятия по координации усилий следственных отделов, отделов и секторов по надзору за законностью судебных постановлений для максимального использования данных судебного разбирательства в целях устранения недостатков в работе следственного аппарата.

4. Всем военным прокурорам рассматривать создание надлежащих условий труда каждому следователю как неотъемлемую часть организационных мер по обеспечению законности в деятельности следственного аппарата. Наряду с повышением взыскательности и требовательности к подчиненным принимать все необходимые меры к оказанию практической помощи следователям, материально-техническому и финансовому обеспечению их работы.

Следственным отделам прокуратур окружного звена уделять больше внимания оказанию реальной помощи на местах в распределении равномерной нагрузки на следователей, планировании следствия, организации и проведении экспертных исследований, применении научно-технических средств.

При отказе финансовых органов оплачивать командировки следователей, издержки по проведению экспертиз, участию специалистов, переводчиков и т.п. военным прокурорам объединений, гарнизонов требовать от них письменного подтверждения невозможности выделения средств для выезда прокурорско-следственных работников по уголовным делам либо исполнения соответствующих постановлений следователя, после чего немедленно докладывать об этом вышестоящему военному прокурору для решения вопроса в финансовой службе округа, флота, группы войск. В случае отказа с их стороны удовлетворить законные требования, для принятия необходимых мер представлять все документы в Главную военную прокуратуру.

Представляя в Главную военную прокуратуру постановления с ходатайствами о продлении процессуальных сроков, а также донесения по фактам нарушений законности, в каждом случае докладывать: кем из работников прокуратуры округа, флота, группы войск, когда именно и какая практическая помощь оказывалась в расследовании по уголовному делу. Если задержка в расследовании связана с отсутствием денежных средств, другими проблемами, вызванными ненадлежащим материально-техническим обеспечением работы следователя, отражать, что конкретно предпринималось прокуратурой округа для решения этих вопросов.

5. В военных прокуратурах гарнизонов и объединений раз в полугодие, а в военных прокуратурах окружного звена не реже одного раза в год анализировать состояние работы по соблюдению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве и при необходимости обсуждать на оперативном совещании. Результаты этой работы должны отражаться в докладных записках военных прокуроров по итогам работы за год.

6. Управлению надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы, а также управлению надзора за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам Главной военной прокуратуры повысить организующую роль, эффективность контроля, анализа положительного опыта и допускаемых ошибок в целях обеспечения законности в уголовном судопроизводстве и соблюдения прав участников процесса.

7. Отделу кадров (Лаврентьев А.Г.) совместно с управлениями надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы, а также надзора за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам во всех случаях планирования и проведения учебно-методической работы с подчиненными прокурорами и следователями предусматривать вопросы соблюдения законности в собственной деятельности, обращая особое внимание на строжайшее соблюдение процессуальных норм, обеспечение конституционных прав и законных интересов военнослужащих и граждан.

8. Строго указываю военным прокурорам СКВО генерал-майору юстиции Соловьеву В.Ф., ПриВО генерал-майору юстиции Яровикову В.А. и ТОФ генерал-майору юстиции Сучкову В.Н. на продолжающиеся в деятельности подчиненных прокуроров и следователей случаи ущемления конституционных прав участников процесса и предупреждаю их о личной ответственности за соблюдение законности подчиненными.

9. Управлению надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы (т. Яковлев Ю.П.) в 4 квартале с.г. ознакомиться в военной прокуратуре ПриВО с состоянием прокурорского надзора за исполнением требований закона об обеспечении конституционных прав участников процесса в уголовном судопроизводстве.

Обратить особое внимание на соблюдение законности в деятельности прокурорско-следственных работников военных прокуратур Северо-Кавказского военного округа и Тихоокеанского флота при проведении в этих прокуратурах в октябре и ноябре сего года комплексных проверок.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Главного военного прокурора полковника юстиции Гавето С.Э.


Генерал-лейтенант юстиции

В.Н. Паничев



Приказ Главного военного прокурора РФ от 3 октября 1994 г. N 128 "О состоянии законности в уголовном судопроизводстве и обеспечении конституционных прав участников процесса"


Текст приказа официально опубликован не был




Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.