Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4 "О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"

Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4
"О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"


В целях защиты банковской системы России от преступных посягательств, обеспечения ее безопасного функционирования - приказываю:

1. Начальникам главных управлений (управлений) МВД России, Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей и автономных образований, начальникам региональных управлений по организованной преступности объявить личному составу прилагаемое Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Ассоциацией российских банков о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности для руководства и исполнения в служебной деятельности. Разработать и осуществить комплекс мер по защите банковских учреждений от преступных посягательств.

2. ГУК (Калашникову В.В.), ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД России в 3-месячный срок разработать меры по укреплению оперативных подразделений, занимающихся проблемами защиты банковской системы от преступных посягательств, созданию в МВД, ГУВД, УВД крупных финансовых и промышленных центров подразделений по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных, в составе управлений (отделов) по экономическим преступлениям.

3. ГУВО (Рябову В.С.), ГУГАИ (Федорову В.А.) МВД России в 3-месячный срок подготовить предложения о внедрении в установленном порядке специальных средств по технической укрепленности и охране банковских объектов, совершенствованию системы обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств.

4. ГУЭП (Дементьеву А.С.), ВНИИ (Пономареву П.Г.), Академии (Демидову Н.И.), Правовому управлению Главного штаба (Воробьеву В.Ф.) МВД России в первом полугодии 1996 года разработать предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере банковской и кредитно-финансовой деятельности.

5. ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД России с учетом опыта работы Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов в месячный срок подготовить предложения о создании региональных комиссий по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов с участием в их составе представителей коммерческих банков.

6. Ответственность за организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителей министра по направлениям курируемых служб.


Министр
генерал армии

А.Куликов


Соглашение
между Министерством Внутренних Дел Российской Федерации и Ассоциацией Российских банков о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности

ГАРАНТ:

Настоящее Соглашение применяется в части, не противоречащей новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 июля 2002 г.


Министерство внутренних дел Российской Федерации и Ассоциация российских банков (АРБ), в дальнейшем именуемые "Стороны",

будучи обеспокоены осложнением криминогенной обстановки и повышением риска в банковском деле России,

учитывая исключительную важность и значимость финансово-кредитных учреждений в процессе рыночных преобразований,

желая объединить усилия по укреплению законности и правопорядка в сфере денежного обращения,

стремясь обеспечить безопасные условия персоналу банковских учреждений и клиентам,

принимая во внимание имеющийся опыт сотрудничества в рамках совместных мероприятий Министерства внутренних дел, Центрального банка и Ассоциации российских банков,

руководствуясь соответствующими статьями Законов РСФСР "О милиции", "О банках и банковской деятельности в РСФСР",

согласились о нижеследующем:


Статья 1
Принципы и направления взаимодействия


1. Стороны, взаимодействуя в процессе предупреждения и раскрытия преступных посягательств на персонал банков, денежные средства и ценности, желая создать систему надежной безопасности кредитных учреждений, отношения строят на основе следующих начал:

- законности;

- открытости и доверии;

- согласованности действий и взаимном информировании;

- добросовестности и надежности.

2. Основными направлениями взаимодействия МВД России и АРБ по обеспечению банковской безопасности являются:

- защита коммерческих банков от проникновения организованных преступных групп в их среду;

- защита банковских учреждений и их сотрудников от преступных посягательств (грабежей, разбоев, краж, мошенничеств и т. п.);

- разработка и внедрение специальных технологий по технической укрепленности и защите банковских объектов, средств связи и т. д.

- совершенствование систем обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств, а также банковских объектов-пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т. п.;

- оказание помощи в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров для служб безопасности банков;

- разработка совместных предложений по совершенствованию правовой основы обеспечения банковской безопасности.


Статья 2
Совершенствование охраны объектов и личной безопасности


1. Создать в первом полугодии 1996 года специальное управление охраны банков в структуре аппарата Управления вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы. Финансирование отдела осуществлять в соответствии с действующим положением на общих для вневедомственной охраны основаниях.

2. Изучить:

- возможность внедрения "Системы общественной безопасности и службы спасения" для охраны банковских учреждений и его персонала, обеспечения безопасности перевозки денежных средств;

- опыт организации взаимодействия органов внутренних дел и банковских учреждений по вопросам их охраны. На его основе выработать рекомендации по распространению наиболее эффективных форм этой работы. При необходимости войти в соответствующие инстанции с совместными предложениями по правовому урегулированию возникающих проблем в этой области.

3. В процессе реформирования и оптимизации структур центрального аппарата МВД, аппаратов МВД, ГУВД, УВД укрепить оперативные службы органов внутренних дел, занимающиеся проблемами защиты кредитно-финансовой системы от экономических преступных посягательств. В столице России, крупных финансовых и промышленных центрах образовать отделения (группы) по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных.

4. Продолжить проработку вопросов о возможности образования специализированных подразделений органов внутренних дел, имея в виду возложить на указанные формирования весь комплекс проблем по предупреждению и раскрытию общеуголовных и экономических преступлений с использованием банковской системы.

5. Ежеквартально пересматривать и с учетом мнений служб безопасности коммерческих банков вносить коррективы в типовые планы действий органов внутренних дел при возникновении экстремальных ситуаций ( нападение на банк, захват заложников, угроза расправы, вымогательство, шантаж и т. д.). Руководителям МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД и коммерческих банков систематически проводить командно-штабные и тактические учения по отработке действий нарядов и служб органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.

6. Ежеквартально анализировать оперативную обстановку, складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной системы, своевременно уточнять дислокации постов и маршрутов патрулирования, обеспечивая максимальную их плотность и приближенность к банковским учреждениям.

7. Осуществлять физическую защиту руководителей финансово-кредитных учреждений силами служб безопасности банков в строгом соответствии с Законом Российской федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (N 2487-1 от 11 марта 1992 года).

При поступлении в адрес персонала банков либо членов их семей информации угрожающего характера незамедлительно передавать ее в территориальные органы внутренних дел по борьбе с организованной преступностью.

Органам внутренних дел принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по установлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в приготовлении и совершении преступлений.


Статья 3
Предупреждение и раскрытие преступлений


1. Считать раскрытие преступных посягательств на банковские учреждения, хранящиеся в них ценности и денежные средства, предотвращение проникновения организованных преступных групп в банковские учреждения, пресечение фактов террора, шантажа, вымогательств, насилия и других криминальных проявлений, создающих угрозу безопасности банковской системы, приоритетным направлением в деятельности Службы криминальной милиции МВД Российской Федерации и соответствующих подразделений на местах.

2. Устанавливать в Министерстве внутренних дел особый контроль и учитывать в отдельном разделе суточной сводки преступные посягательства против банковской системы, в том числе совершенные персоналом банков.

Привлекать при необходимости представителей служб безопасности коммерческих банков для оказания помощи следственно-оперативным группам в качестве специалистов. Оконченные производством уголовные дела этой категории докладывать коллективам кредитно-финансовых учреждений в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом.

3. Информировать АРБ о лицах, объявляемых в местный и федеральный розыск, за преступления, совершаемые в кредитно-финансовой системе.

4. Обсуждать с приглашением в необходимых случаях представителей прокуратуры и следственного комитета состояние работы по делам о нераскрытых преступлениях, особенно возбужденных по фактам умышленных убийств банкиров, разбойных нападений и мошенничества. Проводить дополнительные мероприятия, направленные на установление и изобличение виновных, и предание их суду. К разработке мероприятий привлекать сотрудников служб безопасности коммерческих банков, имеющих опыт работы в оперативно-следственных подразделениях МВД, ФСБ, органов прокуратуры.

5. Направлять в территориальные органы внутренних дел подробную информацию о всех фактах противоправного невозврата кредитов недобросовестными заемщиками, а также использования незаконных методов кредиторами по возврату займов.

В сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР, рассматривать указанные материалы и принимать по ним процессуальные решения, уведомляя об этом руководителей соответствующих коммерческих банков.

Органам внутренних дел направлять сведения о таких лицах в Главный информационный центр МВД Российской Федерации для постановки на учет по информационно-поисковой системе.

6. Совершенствовать практику организации и проведения целевых мероприятий по выявлению и пресечению организованных преступных группировок, действующих в системе коммерческих банков страны.

При планировании таких мероприятий использовать по согласованию со службами безопасности кредитно-финансовых учреждений имеющийся у них информационно-аналитический потенциал.

7. Образовать организационный комитет для проведения в I квартале 1996 года научно-практической конференции о правоприменительной практике борьбы с мошенничествами в отношении банков с участием работников Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов.


Статья 4
Информационный обмен


1. Сведения, составляющие коммерческую тайну, не являются препятствием для получения в установленном порядке органами дознания и предварительного следствия сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, подозреваемых в участии и причастности к легализации (отмыванию) преступных доходов.

2. Запросы, исходящие из территориальных органов внутренних дел, в адрес банковских учреждений могут быть подписаны руководителем этого органа и заверены его печатью.

В центральном аппарате Министерства внутренних дел запросы об информации, являющейся коммерческой тайной, адресованные коммерческим банкам, кроме руководства (министр и его заместители) подписывают начальники главных управлений или их заместители. Запрос, подписанный следователем, заверяется печатью соответствующего следственного подразделения или органа внутренних дел.

3. Должностные лица, указанные в п. 2 настоящей статьи, несут в установленном законом порядке ответственность за использование банковской информации исключительно в оперативно-служебных целях.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД осуществляют информационную поддержку коммерческих банков. Для чего:

- ориентируют в проявлениях фальшивомонетничества и новых формах криминального проникновения в финансово-кредитные учреждения;

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия учреждений ЦБР и органов внутренних дел РФ в борьбе с фальшивомонетничеством см. Положение, утвержденное приказом ЦБР и МВД РФ от 14 августа 1995 г. N 02-186/310


- сообщают руководителям финансово-кредитных учреждений о поступившей информации о возможных противоправных действиях в отношении данных учреждений и их персонала;

- обеспечивают отдельными аналитическими документами и материалами о состоянии и тенденциях развития общеуголовной и организованной преступности. Направляют в АРБ ежеквартальные статистические сведения о преступных посягательствах на банки;

- совершенствуют схемы пользования некоторыми действующими базами данных органов внутренних дел, в том числе установленными приказом МВД России N 319 от 24.11.1994 года "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе";

- согласовывают тематику и осуществляют на регулярной основе совместную со службами безопасности коммерческих банков разработку рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере, их публикацию в "Бюллетене АРБ", межбанковской информационно-справочной системе "Безопасность" и ведомственных изданиях МВД России.

5. Коммерческие банки инициативно уведомляют МВД России, его территориальные подразделения о всех необычных (подозрительных) перемещениях денежных средств. При этом необычные финансовые операции определяются с учетом всех признаков их совершения: суммы и характера платежа, характеристик клиента и других обстоятельств, прямо или косвенно свидетельствующих о возможном криминальном происхождении перемещаемых денежных средств.

6. Стороны продолжат консультации о возможности и целесообразности создания на базе Главного информационного центра МВД России федерального учета структур, паразитирующих в рыночной экономике (лже-предприятия, недобросовестные заемщики, "подпольные" кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических операций), и федерального учета лиц, в них занятых.

7. Признать необходимым более эффективно использовать возможности Межведомственной комиссии Российской федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов для разработки проектов нормативных актов по проблемам банковской деятельности, формирования на ее основе банка данных для трудоустройства в службы безопасности банков сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы.

Рассмотреть возможности по расширению функций комиссии и ее структуры, включению в ее состав представителей коммерческих банков, заинтересованных министерств и ведомств.

8. Стороны подготовят и до конца текущего года направят на места совместное указание об организации в каждом республиканском МВД, ГУВД, УВД, крупном ГОР0ВД круглосуточно действующей "горячей линии" с использованием средств проводной связи между руководством (дежурной частью) органа внутренних дел и банковскими структурами. Сведения о постоянно действующих телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в средствах массовой информации.


Статья 5
Совершенствование законодательной базы


1. Признать целесообразным предварительно обсуждать руководством МВД России и руководством АРБ предложения по совершенствованию законодательства, обеспечивающего безопасность банковской деятельности, направляемые субъектам законодательной инициативы.

2. Образовать на базе Межведомственной комиссии Российской федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов из специалистов МВД и АРБ долговременную рабочую группу, которой поручить:

- подготовку проекта концепции банковской безопасности и разработку соответствующих нормативных актов;

- подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в Законы "О частной детективной и охранной деятельности", "О банках и банковской деятельности", ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие отношения, возникающие в процессе обеспечения банковской безопасности и информационного обмена;

- подготовку предложений по адаптированию действующего административного и уголовного законодательства.

Настоящее Соглашение открыто для его подписания руководством Центрального банка России, Сберегательного банка России, другими союзами и ассоциациями коммерческих банков, разделяющими идеологию совместного сотрудничества в интересах укрепления законности и обеспечения безопасности в кредитно-финансовой системе страны.


г. Москва

21 декабря 1995 г.


За Министерство внутренних дел
Российской Федерации

Министр А.Куликов


За Ассоциацию российских банков

Президент С.Егоров



Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4 "О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение