Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4 "О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"

Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4
"О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"

 

В целях защиты банковской системы России от преступных посягательств, обеспечения ее безопасного функционирования - приказываю:

1. Начальникам главных управлений (управлений) МВД России, Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей и автономных образований, начальникам региональных управлений по организованной преступности объявить личному составу прилагаемое Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Ассоциацией российских банков о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности для руководства и исполнения в служебной деятельности. Разработать и осуществить комплекс мер по защите банковских учреждений от преступных посягательств.

2. ГУК (Калашникову В.В.), ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД России в 3-месячный срок разработать меры по укреплению оперативных подразделений, занимающихся проблемами защиты банковской системы от преступных посягательств, созданию в МВД, ГУВД, УВД крупных финансовых и промышленных центров подразделений по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных, в составе управлений (отделов) по экономическим преступлениям.

3. ГУВО (Рябову В.С.), ГУГАИ (Федорову В.А.) МВД России в 3-месячный срок подготовить предложения о внедрении в установленном порядке специальных средств по технической укрепленности и охране банковских объектов, совершенствованию системы обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств.

4. ГУЭП (Дементьеву А.С.), ВНИИ (Пономареву П.Г.), Академии (Демидову Н.И.), Правовому управлению Главного штаба (Воробьеву В.Ф.) МВД России в первом полугодии 1996 года разработать предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере банковской и кредитно-финансовой деятельности.

5. ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД России с учетом опыта работы Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов в месячный срок подготовить предложения о создании региональных комиссий по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов с участием в их составе представителей коммерческих банков.

6. Ответственность за организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителей министра по направлениям курируемых служб.

Министр
генерал армии

А.Куликов

 

Соглашение
между Министерством Внутренних Дел Российской Федерации и Ассоциацией Российских банков о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности

ГАРАНТ:

Настоящее Соглашение применяется в части, не противоречащей новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 июля 2002 г.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Ассоциация российских банков (АРБ), в дальнейшем именуемые "Стороны",

будучи обеспокоены осложнением криминогенной обстановки и повышением риска в банковском деле России,

учитывая исключительную важность и значимость финансово-кредитных учреждений в процессе рыночных преобразований,

желая объединить усилия по укреплению законности и правопорядка в сфере денежного обращения,

стремясь обеспечить безопасные условия персоналу банковских учреждений и клиентам,

принимая во внимание имеющийся опыт сотрудничества в рамках совместных мероприятий Министерства внутренних дел, Центрального банка и Ассоциации российских банков,

руководствуясь соответствующими статьями Законов РСФСР "О милиции", "О банках и банковской деятельности в РСФСР",

согласились о нижеследующем:

 

Статья 1
Принципы и направления взаимодействия

 

1. Стороны, взаимодействуя в процессе предупреждения и раскрытия преступных посягательств на персонал банков, денежные средства и ценности, желая создать систему надежной безопасности кредитных учреждений, отношения строят на основе следующих начал:

- законности;

- открытости и доверии;

- согласованности действий и взаимном информировании;

- добросовестности и надежности.

2. Основными направлениями взаимодействия МВД России и АРБ по обеспечению банковской безопасности являются:

- защита коммерческих банков от проникновения организованных преступных групп в их среду;

- защита банковских учреждений и их сотрудников от преступных посягательств (грабежей, разбоев, краж, мошенничеств и т. п.);

- разработка и внедрение специальных технологий по технической укрепленности и защите банковских объектов, средств связи и т. д.

- совершенствование систем обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств, а также банковских объектов-пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т. п.;

- оказание помощи в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров для служб безопасности банков;

- разработка совместных предложений по совершенствованию правовой основы обеспечения банковской безопасности.

Статья 2
Совершенствование охраны объектов и личной безопасности

 

1. Создать в первом полугодии 1996 года специальное управление охраны банков в структуре аппарата Управления вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы. Финансирование отдела осуществлять в соответствии с действующим положением на общих для вневедомственной охраны основаниях.

2. Изучить:

- возможность внедрения "Системы общественной безопасности и службы спасения" для охраны банковских учреждений и его персонала, обеспечения безопасности перевозки денежных средств;

- опыт организации взаимодействия органов внутренних дел и банковских учреждений по вопросам их охраны. На его основе выработать рекомендации по распространению наиболее эффективных форм этой работы. При необходимости войти в соответствующие инстанции с совместными предложениями по правовому урегулированию возникающих проблем в этой области.

3. В процессе реформирования и оптимизации структур центрального аппарата МВД, аппаратов МВД, ГУВД, УВД укрепить оперативные службы органов внутренних дел, занимающиеся проблемами защиты кредитно-финансовой системы от экономических преступных посягательств. В столице России, крупных финансовых и промышленных центрах образовать отделения (группы) по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных.

4. Продолжить проработку вопросов о возможности образования специализированных подразделений органов внутренних дел, имея в виду возложить на указанные формирования весь комплекс проблем по предупреждению и раскрытию общеуголовных и экономических преступлений с использованием банковской системы.

5. Ежеквартально пересматривать и с учетом мнений служб безопасности коммерческих банков вносить коррективы в типовые планы действий органов внутренних дел при возникновении экстремальных ситуаций ( нападение на банк, захват заложников, угроза расправы, вымогательство, шантаж и т. д.). Руководителям МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД и коммерческих банков систематически проводить командно-штабные и тактические учения по отработке действий нарядов и служб органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.

6. Ежеквартально анализировать оперативную обстановку, складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной системы, своевременно уточнять дислокации постов и маршрутов патрулирования, обеспечивая максимальную их плотность и приближенность к банковским учреждениям.

7. Осуществлять физическую защиту руководителей финансово-кредитных учреждений силами служб безопасности банков в строгом соответствии с Законом Российской федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (N 2487-1 от 11 марта 1992 года).

При поступлении в адрес персонала банков либо членов их семей информации угрожающего характера незамедлительно передавать ее в территориальные органы внутренних дел по борьбе с организованной преступностью.

Органам внутренних дел принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по установлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в приготовлении и совершении преступлений.

Статья 3
Предупреждение и раскрытие преступлений

 

1. Считать раскрытие преступных посягательств на банковские учреждения, хранящиеся в них ценности и денежные средства, предотвращение проникновения организованных преступных групп в банковские учреждения, пресечение фактов террора, шантажа, вымогательств, насилия и других криминальных проявлений, создающих угрозу безопасности банковской системы, приоритетным направлением в деятельности Службы криминальной милиции МВД Российской Федерации и соответствующих подразделений на местах.

2. Устанавливать в Министерстве внутренних дел особый контроль и учитывать в отдельном разделе суточной сводки преступные посягательства против банковской системы, в том числе совершенные персоналом банков.

Привлекать при необходимости представителей служб безопасности коммерческих банков для оказания помощи следственно-оперативным группам в качестве специалистов. Оконченные производством уголовные дела этой категории докладывать коллективам кредитно-финансовых учреждений в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом.

3. Информировать АРБ о лицах, объявляемых в местный и федеральный розыск, за преступления, совершаемые в кредитно-финансовой системе.

4. Обсуждать с приглашением в необходимых случаях представителей прокуратуры и следственного комитета состояние работы по делам о нераскрытых преступлениях, особенно возбужденных по фактам умышленных убийств банкиров, разбойных нападений и мошенничества. Проводить дополнительные мероприятия, направленные на установление и изобличение виновных, и предание их суду. К разработке мероприятий привлекать сотрудников служб безопасности коммерческих банков, имеющих опыт работы в оперативно-следственных подразделениях МВД, ФСБ, органов прокуратуры.

5. Направлять в территориальные органы внутренних дел подробную информацию о всех фактах противоправного невозврата кредитов недобросовестными заемщиками, а также использования незаконных методов кредиторами по возврату займов.

В сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР, рассматривать указанные материалы и принимать по ним процессуальные решения, уведомляя об этом руководителей соответствующих коммерческих банков.

Органам внутренних дел направлять сведения о таких лицах в Главный информационный центр МВД Российской Федерации для постановки на учет по информационно-поисковой системе.

6. Совершенствовать практику организации и проведения целевых мероприятий по выявлению и пресечению организованных преступных группировок, действующих в системе коммерческих банков страны.

При планировании таких мероприятий использовать по согласованию со службами безопасности кредитно-финансовых учреждений имеющийся у них информационно-аналитический потенциал.

7. Образовать организационный комитет для проведения в I квартале 1996 года научно-практической конференции о правоприменительной практике борьбы с мошенничествами в отношении банков с участием работников Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов.

Статья 4
Информационный обмен

 

1. Сведения, составляющие коммерческую тайну, не являются препятствием для получения в установленном порядке органами дознания и предварительного следствия сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, подозреваемых в участии и причастности к легализации (отмыванию) преступных доходов.

2. Запросы, исходящие из территориальных органов внутренних дел, в адрес банковских учреждений могут быть подписаны руководителем этого органа и заверены его печатью.

В центральном аппарате Министерства внутренних дел запросы об информации, являющейся коммерческой тайной, адресованные коммерческим банкам, кроме руководства (министр и его заместители) подписывают начальники главных управлений или их заместители. Запрос, подписанный следователем, заверяется печатью соответствующего следственного подразделения или органа внутренних дел.

3. Должностные лица, указанные в п. 2 настоящей статьи, несут в установленном законом порядке ответственность за использование банковской информации исключительно в оперативно-служебных целях.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД осуществляют информационную поддержку коммерческих банков. Для чего:

- ориентируют в проявлениях фальшивомонетничества и новых формах криминального проникновения в финансово-кредитные учреждения;

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия учреждений ЦБР и органов внутренних дел РФ в борьбе с фальшивомонетничеством см. Положение, утвержденное приказом ЦБР и МВД РФ от 14 августа 1995 г. N 02-186/310

- сообщают руководителям финансово-кредитных учреждений о поступившей информации о возможных противоправных действиях в отношении данных учреждений и их персонала;

- обеспечивают отдельными аналитическими документами и материалами о состоянии и тенденциях развития общеуголовной и организованной преступности. Направляют в АРБ ежеквартальные статистические сведения о преступных посягательствах на банки;

- совершенствуют схемы пользования некоторыми действующими базами данных органов внутренних дел, в том числе установленными приказом МВД России N 319 от 24.11.1994 года "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе";

- согласовывают тематику и осуществляют на регулярной основе совместную со службами безопасности коммерческих банков разработку рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере, их публикацию в "Бюллетене АРБ", межбанковской информационно-справочной системе "Безопасность" и ведомственных изданиях МВД России.

5. Коммерческие банки инициативно уведомляют МВД России, его территориальные подразделения о всех необычных (подозрительных) перемещениях денежных средств. При этом необычные финансовые операции определяются с учетом всех признаков их совершения: суммы и характера платежа, характеристик клиента и других обстоятельств, прямо или косвенно свидетельствующих о возможном криминальном происхождении перемещаемых денежных средств.

6. Стороны продолжат консультации о возможности и целесообразности создания на базе Главного информационного центра МВД России федерального учета структур, паразитирующих в рыночной экономике (лже-предприятия, недобросовестные заемщики, "подпольные" кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических операций), и федерального учета лиц, в них занятых.

7. Признать необходимым более эффективно использовать возможности Межведомственной комиссии Российской федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов для разработки проектов нормативных актов по проблемам банковской деятельности, формирования на ее основе банка данных для трудоустройства в службы безопасности банков сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы.

Рассмотреть возможности по расширению функций комиссии и ее структуры, включению в ее состав представителей коммерческих банков, заинтересованных министерств и ведомств.

8. Стороны подготовят и до конца текущего года направят на места совместное указание об организации в каждом республиканском МВД, ГУВД, УВД, крупном ГОР0ВД круглосуточно действующей "горячей линии" с использованием средств проводной связи между руководством (дежурной частью) органа внутренних дел и банковскими структурами. Сведения о постоянно действующих телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в средствах массовой информации.

Статья 5
Совершенствование законодательной базы

 

1. Признать целесообразным предварительно обсуждать руководством МВД России и руководством АРБ предложения по совершенствованию законодательства, обеспечивающего безопасность банковской деятельности, направляемые субъектам законодательной инициативы.

2. Образовать на базе Межведомственной комиссии Российской федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов из специалистов МВД и АРБ долговременную рабочую группу, которой поручить:

- подготовку проекта концепции банковской безопасности и разработку соответствующих нормативных актов;

- подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в Законы "О частной детективной и охранной деятельности", "О банках и банковской деятельности", ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие отношения, возникающие в процессе обеспечения банковской безопасности и информационного обмена;

- подготовку предложений по адаптированию действующего административного и уголовного законодательства.

Настоящее Соглашение открыто для его подписания руководством Центрального банка России, Сберегательного банка России, другими союзами и ассоциациями коммерческих банков, разделяющими идеологию совместного сотрудничества в интересах укрепления законности и обеспечения безопасности в кредитно-финансовой системе страны.

 

г. Москва

21 декабря 1995 г.

 

За Министерство внутренних дел
Российской Федерации

Министр А.Куликов

 

За Ассоциацию российских банков

Президент С.Егоров

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ МВД РФ от 4 января 1996 г. N 4 "О реализации Соглашения между МВД России и Ассоциацией российских банков"


Текст приказа официально опубликован не был