Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. N 169
"Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках"

С изменениями и дополнениями от:

11 марта 1999 г., 25 апреля 2006 г.

ГАРАНТ:

Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 настоящий приказ не применяется за исключением раздела 8 Порядка


В целях обеспечения единого подхода МАП Российской Федерации и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (прилагается).

2. Направить настоящий приказ в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя Министра МАП России Н.Е.Фонареву.

Приложение: упомянутое на 49 листах.


Министр МАП

Л.А. Бочин


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г.

Регистрационный N 1229


Приложение


Порядок
проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках
(утв. приказом ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169)

С изменениями и дополнениями от:

25 апреля 2006 г.

Информация об изменениях:

Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 настоящий Порядок не применяется за исключением раздела 8

См. текст Порядка в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220


8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта


8.1. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.

8.2. Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и(или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако, на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.

8.3. Анализ рыночного потенциала предполагает:

- измерение рыночного потенциала;

- определение направлений использования рыночного потенциала, в том числе в ущерб конкуренции.

8.4. При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:

- структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

- оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;

- анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.

Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка.

Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.

При этом для правильного применения структурного критерия требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов, свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.

В дополнение к структурному подходу при измерении рыночного потенциала рекомендуется использовать анализ эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом подходе определяются: отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие отклонения.

Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).

Для измерения рыночного потенциала можно использовать анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов:

- исчисления эластичности спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше его потенциал на рынке;

- наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удается поддерживать на этом уровне. На практике может быть использован также метод исчисления остаточного спроса: после расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны конкурентов в анализируемый период времени, определяется возможность поставщика повысить цены в результате сокращения выпуска продукции.

8.5. Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена*.

ГАРАНТ:

См. разъяснения по выявлению монопольно высоких цен, сообщенные письмом ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034


8.6. Свидетельством наличия рыночного потенциала, наряду с вышеизложенным, может явиться (особенно если присутствует одновременно несколько таких факторов):

- постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли;

- сокращение уровня выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков;

- свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е. установление разных цен для разных групп покупателей или в различных географических регионах, не оправданное разницей в затратах;

- превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;

- уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный;

- уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели;

- условия использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);

- наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, интеллектуальной собственности;

- появление в структуре издержек таких статей расхода как, например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.


------------------------------------------------------------

* Выявление монопольных цен не является предметом данного Порядка. Однако в процессе определения рыночного потенциала действующих на рынке хозяйствующих субъектов рекомендуется проанализировать используемые ими модели ценообразования.


Порядок включает в себя определение продуктовых и географических границ товарного рынка, определение состава продавцов и покупателей, объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке, количественные и качественные показатели структуры товарного рынка, рыночный потенциал хозяйствующего субъекта, итоговую оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках и ее практическое использование.



Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г.

Регистрационный N 1229


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в газете "Российские вести" от 6 февраля 1997 г. N 23, в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1997, N 3 (дата подписания выпуска в печать 10 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер", 1997, N 4


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 71

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа